http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Обычная жизнь необычных детей
Первый конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 30.11.2020
Регион
Республика Карелия
Номер проекта
19-1-016569
Целевые группы:
  1. 1. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития
  2. 2. Здоровые дети, получившие опыт общения со сверстниками с особенностями в развитии
  3. 3. Специалисты, педагоги внешкольных программ
  4. 4. Родители детей с особенностями в развитии

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество благополучателей детей-инвалидов, которые будут вовлечены в занятия внешкольных программ

55 Запланировано
61 Результат
111% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество волонтеров и специалистов, повысивших компетентность по работе с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития

25 Запланировано
106 Результат
424% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. разработаны модули во внешкольных интегрированных программах

8 Запланировано
8 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. разработана программа для дошкольников с аутизмом по развитию навыков коммуникации и взаимодействия на занятиях и играх

1 Запланировано
1 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество публикаций и телесюжетов в сми для формирования толерантного отношения в обществе к особым детям

10 Запланировано
10 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество общественных организаций, включивших в свои внешкольные программы детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития

3 Запланировано
3 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. здоровые дети, получившие позитивный опыт взаимодействия со сверстниками с особенностями в развитии

200 Запланировано
200 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. количество специалистов из райнов республики карелия, познакомленных с опытом интегрированных программ для детей с аутизмом, апробированных в ходе проекта

20 Запланировано
20 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. разработана новая программа по мульттерапии

1 Запланировано
1 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Проект имеет большое значение для интеграции особых детей в совместную деятельность с обычными сверстниками в рамках внешкольных программ. Были успешно апробированы интегрированные программы в системе дополнительного образования, в сфере досуга и неформального образования, летнего и активного отдыха. Благодаря сотрудничеству с учреждением - Детско-юношеским центром города Петрозаводска - самые востребованные программы становятся программами дополнительного образования и работают на постоянной основе. В рамках проекта была оснащена мультстудия, обучены педагоги и волонтеры и запущена программа дополнительного образования. Особые дети влились в деятельность общественных организаций. Расширение спектра программ позволяет особым детям выбирать занятия "по душе". В рамках проекта впервые было апробировано включение детей в программу интеллектуальной направленности "Математический субботник". Здоровые дети вовлеченные в совместную деятельность проекта получили позитивный опыт общения с особыми детьми, что способствует формированию толерантности по отношению к людям с инвалидностью. Специалисты и родители познакомились с методиками, развивающими коммуникацию детей с аутизмом, благодаря чему дети лучше адаптируются в обществе. Педагоги и родители получили консультации педагога из Санкт-Петербурга по использованию альтернативной коммуникации. В рамках проекта специалисты и волонтеры прошли обучение стратегиям поддержки детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития. Лекции были востребованы не только педагогами дополнительного образования, добровольцами общественных организаций, но и педагогами школ. Педагоги и специалисты Республики Карелия и за ее пределами познакомились с успешными инклюзивными практиками апробированными в проекте, получили рекомендации по их внедрению. В ходе проекта вместе с педагогом был разработан план апробации программы робототехники с включением детей с особенностями в развитии. Программа начала апробироваться в новом учебном году.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Проект показал востребованность инклюзивных программ как со стороны семей, воспитывающих особых детей, так и их здоровых сверстников. Совместная деятельность разных детей в проекте развенчивала мифы о "злых детях, которые будут обижать особых детей", "инклюзия полезна только детям с инвалидностью", "особые дети будут плохо влиять на здоровых сверстников" и т.д. Здоровые дети знакомились в ходе проекта со стратегиями поддержки особых детей, что позитивно отразилось на их взаимодействии. Родители разных детей тоже нашли общий язык и вместе помогали в мероприятиях проекта.

Проект показал, что благодаря подготовке дошкольники лучше адаптируются к участию во внешкольных программах, у родителей пропадает страх включения детей в инклюзивные программы дополнительного образования.

Проект продемонстрировал общие задачи и потребности особых детей с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Участие в социально полезных делах оказывает положительное влияние на воспитание таких подростков. Оказывая помощь и поддержку особым детям, подростки получают положительную оценку со стороны окружающих, что восстанавливает их мнение о своей роли в обществе.

Педагоги, прошедшие обучение на семинарах проекта по развитию коммуникативных навыков и мульттерапии, присылали отчеты о проделанной работе после семинара и об использовании полученных знаний.

Инклюзивные программы, апробированные в рамках проекта, будут работать на постоянной основе в Детско-юношеском центре города Петрозаводска. Скауты отряда "Ладья" продолжат проводить совместные мероприятия с особыми детьми.

Наличие и характер незапланированных результатов

К проекту подключились подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, из программы "Старшая сестра". Мы нашли общие цели и задачи социальной адаптации детей. Наметили перспективы развития совместных программ.

К программе подготовки дошкольников были подключены волонтеры в возрасте от 6-12 лет, что усилило ее результаты. Родители особых ребят отметили важность инклюзивного образования и социальной интеграции.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Противоэпидемические меры внесли коррективы в мероприятия проекта. Количественные и качественные показатели достигнуты. Но стало понятно, что живое общение детей не заменить онлайн мероприятиями. Команда проекта старалась максимально провести мероприятия в очном режиме, соблюдая меры предосторожности.

Проект показал, что благодаря подготовке дошкольники лучше адаптируются к участию во внешкольных программах, но пока не найдены решения, как продолжать данную программу на постоянной основе.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Сотрудничество муниципального учреждения с общественными организациями позволяет создать востребованные и долгосрочные программы абилитации особых детей. Так, общественные организации в ходе проектов могут апробировать идею, понять, востребована она или нет, найти лидеров этого проекта, отработать механизм реализации, приобрести материальную базу. Удачные проекты продолжают реализовываться через образовательные программы Детско-юношеского центра на постоянной основе.

Считаем целесообразным распространить накопленный в МОУ ДО «ДЮЦ» опыт включения детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития на другие учреждения дополнительного образования, а также спортивные, художественные, музыкальные школы.

О проекте

Проект направлен на создание равных возможностей участия во внешкольных программах для детей с аутизмом. Расти и развиваться наравне со своими обычными сверстниками, в совместном общении и творчестве - такое право детей-инвалидов становится общепризнанным. Но в практической реализации этого права делаются лишь первые шаги. Детей с аутизмом это касается в первую очередь, поскольку их взаимодействие с окружающими людьми затруднено.

В ходе предыдущих проектов организация накопила позитивный опыт включения детей с аутизмом в совместную деятельность с обычными детьми. Отработаны методики, позволяющие расширить пространство совместной деятельности детей с аутизмом и обычных детей, предоставить и тем, и другим возможность жить в инклюзивной среде и получать от этого позитивный жизненный опыт.

В ходе проекта в городе Петрозаводске будет апробирована модель включения детей с аутизмом во все виды внеурочной деятельности. Дети с аутизмом будут включены в сферу дополнительного образования, в сферу летнего и активного отдыха, досуга и неформального образования.

Благодаря включению во внешкольные программы, дети с аутизмом и другими ментальными особенностями перестанут находится в своем особом узком кругу. Широкий выбор внешкольных программ позволит учесть индивидуальные интересы, увлечения детей, обеспечить их участие в обычной детской жизни - с приключениями, походами, кружками, играми, экскурсиями и т.д.

Общение и совместная деятельность с детьми с аутизмом поможет здоровым детям преодолеть стереотипы в отношении особых детей, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии.

В рамках проекта педагоги дополнительного образования, специалисты общественных организаций, представители культурных учреждений, волонтеры познакомятся со стратегиями взаимодействия и коммуникации с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития. После этого они разработают программы, мастер-классы, мероприятия, включающие детей с аутизмом во внешкольную деятельность вместе с их здоровыми сверстниками.

В завершение проекта пройдет Фестиваль интегрированных внешкольных программ с участием специалистов муниципальных районов Республики Карелия. На Фестивале участники представят свои достижения. В рамках Фестиваля для заинтересованных специалистов, участников, волонтеров внешкольных программ Республики Карелия пройдут мастер-классы по включению детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития во внешкольные занятия. В дальнейшем это позволит тиражировать модель интеграции детей с аутизмом во внешкольную деятельность в других районах Республики Карелия.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии