http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Обычная жизнь необычных детей
Первый конкурс 2019

Этап 3

Срок реализации: 01.07.2020 – 30.11.2020

Этап 3

Срок реализации: 01.07.2020 – 30.11.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 30.11.2020
Регион
Республика Карелия
Номер проекта
19-1-016569
Целевые группы:
  1. 1. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития
  2. 2. Здоровые дети, получившие опыт общения со сверстниками с особенностями в развитии
  3. 3. Специалисты, педагоги внешкольных программ
  4. 4. Родители детей с особенностями в развитии

Проект направлен на создание равных возможностей участия во внешкольных программах для детей с аутизмом. Расти и развиваться наравне со своими обычными сверстниками, в совместном общении и творчестве - такое право детей-инвалидов становится общепризнанным. Но в практической реализации этого права делаются лишь первые шаги. Детей с аутизмом это касается в первую очередь, поскольку их взаимодействие с окружающими людьми затруднено.

В ходе предыдущих проектов организация накопила позитивный опыт включения детей с аутизмом в совместную деятельность с обычными детьми. Отработаны методики, позволяющие расширить пространство совместной деятельности детей с аутизмом и обычных детей, предоставить и тем, и другим возможность жить в инклюзивной среде и получать от этого позитивный жизненный опыт.

В ходе проекта в городе Петрозаводске будет апробирована модель включения детей с аутизмом во все виды внеурочной деятельности. Дети с аутизмом будут включены в сферу дополнительного образования, в сферу летнего и активного отдыха, досуга и неформального образования.

Благодаря включению во внешкольные программы, дети с аутизмом и другими ментальными особенностями перестанут находится в своем особом узком кругу. Широкий выбор внешкольных программ позволит учесть индивидуальные интересы, увлечения детей, обеспечить их участие в обычной детской жизни - с приключениями, походами, кружками, играми, экскурсиями и т.д.

Общение и совместная деятельность с детьми с аутизмом поможет здоровым детям преодолеть стереотипы в отношении особых детей, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии.

В рамках проекта педагоги дополнительного образования, специалисты общественных организаций, представители культурных учреждений, волонтеры познакомятся со стратегиями взаимодействия и коммуникации с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития. После этого они разработают программы, мастер-классы, мероприятия, включающие детей с аутизмом во внешкольную деятельность вместе с их здоровыми сверстниками.

В завершение проекта пройдет Фестиваль интегрированных внешкольных программ с участием специалистов муниципальных районов Республики Карелия. На Фестивале участники представят свои достижения. В рамках Фестиваля для заинтересованных специалистов, участников, волонтеров внешкольных программ Республики Карелия пройдут мастер-классы по включению детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития во внешкольные занятия. В дальнейшем это позволит тиражировать модель интеграции детей с аутизмом во внешкольную деятельность в других районах Республики Карелия.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

В рамках третьего этапа проекта продолжились мероприятия по включению детей с особенностями ментального развития и аутизмом в активную общественную жизнь вместе с их здоровыми сверстниками.

Особенно хотелось бы отметить успехи программы для дошкольников. На завершающей встрече родители подчеркнули, что теперь не боятся, инклюзивных занятий, а наоборот увидели их большую результативность. И в дальнейшем планируют записать ребят в программы Детско- юношеского центра города Петрозаводска. В начале проекта педагоги не планировали включать здоровых детей на занятия с особыми дошкольниками. Но стало понятно, что без волонтеров не обойтись. К работе подключились ребята из программ ДЮЦ "Дети-детям" и "Старшая сестра". По завершению программы дошкольники приняли участие в выездных программах проекта. Участие в программе позволило родителям объединиться и спланировать дальнейшие шаги по социализации детей: выходы в музей, походы, кулинарные мастер-классы.

Противоэпидемические ограничения внесли в корректировки выбора форм проведения мероприятий, но это не помешало достигнуть запланированных результатов. Вместо слета скаутов были проведены выезды на образовательную базу "Маткачи", экскурсии, творческие мастер-классы. Участницы программы "Старшая сестра" прошли учебу по стратегиям поддержки детей с аутизмом. Используя полученные знания, они смогли провести мастер-классы на выездных программах.

На выездных мероприятиях скауты не только организовывали отдельную программу для особых детей, но и активно включали их в свои игры и дела по самообслуживанию. На завершающем этапе проекта по скаутской традиции особым ребятам и скаутам были вручены нашивки, означающие выполнение программы. Объединенная команда скаутов и особых ребят приняла участие в "Республиканском конкурсе туристских слётов, походов выходного дня и многодневных походов."

Продолжились репетиции с ансамблем "Джинс-Кантеле", которые завершились выступлениями. Их пришлось сделать в онлайн режиме, однако это только увеличило количество слушателей, познакомившихся с совместным творчеством ансамбля и особых детей. Только один из 6 номеров набрал 2005 просмотров, 128 отметок "нравится". Совместный номер был также представлен на городском онлайн фестивале детского творчества для детей с ОВЗ "Музыкальный семицветик".

Продолжились занятия по программе "Математический субботник", к программе, как и планировалось, присоединились новые участники. Особые ребята стали посещать занятия программы на регулярной основе, при поддержке их здоровых сверстников.

Активные участники проекта получили футболки, которые стали ценным подарком. Мы отметили, что ребята стараются их надевать на все мероприятия, им приятно быть в коллективе и чувствовать себя единым целым с обществом. Восторг ребят вызвали фирменные фартуки, которые выдавали на кулинарных мастер-классах. К концу проекта самые активные участники мастер-классов уже самостоятельно готовили блюда при минимальной поддержке.

По завершению проекта прошел "Фестиваль интегрированных инклюзивных программ", из-за противоэпидемических ограничений мы не смогли организовать массовое мероприятие, поэтому Фестиваль прошел модулями. Главный результат - знакомство широкого круга специалистов, волонтеров, здоровых ребят с инклюзивными программами, обсуждение их результатов и возможность включить в них детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития, достигнут. Наибольший интерес вызвал Фестиваль мультфильмов "Особый взгляд". В Фестивале активное участие приняли педагоги из районов Республики Карелия. Результаты своей работы представили не только специалисты Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии, но и педагоги образовательных учреждений, которые прошли обучение на первом этапе проекта. Также была организована одноименная выставка, которая показала, как ребята работали над созданием мультфильмов. Выставку и мультфильмы просмотрели более 70 ребят и педагогов.

Цели проекта были достигнуты, в городе Петрозаводске расширились возможности участия во внешкольных программах детей с аутизмом совместно с обычными сверстниками.

Благодаря проекту, в Детско-юношеском центре на постоянной основе стали работать программы, включающие детей с ментальными особенностями в развитии, которые получили высокую оценку федеральных специалистов и представлены на вебинаре «Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью. Лучшие практики дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью Северо-западного федерального округа» и Всероссийской Конференции "Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации". Модели включения особых детей во внешкольные занятия популяризируются не только в Республике Карелия, но и за ее пределами.

Проект вызвал активный интерес представителей СМИ. Команда проекта отметила памятными грамотами журналистов, которые освещали мероприятия проектов и популяризировали идеи инклюзивного образования.

Описание мероприятий

Апробация интегрированных занятий для детей с аутизмом по программе Детско-юношеского центра "Математический субботник"
Запланированные сроки 15.09.2020 – 30.10.2020
Фактические сроки 15.09.2020 – 30.11.2020

Итог мероприятия

<p>5 детей с аутизмом и другими ментальными особенностями прошли модуль занятий по программе дополнительного образования Детско-юношеского центра "Математический субботник". Дети -постоянные участники программы, освоили навыки взаимодействия с особыми детьми. Дети с особенностями в развитии стали принимать участие в занятиях программы на постоянной основе.</p>

Фестиваль интегрированных внешкольных программ "Обычная жизнь особых детей"
Запланированные сроки 01.10.2020 – 20.11.2020
Фактические сроки 16.09.2020 – 20.11.2020

Итог мероприятия

<p>В рамках Фестиваля участники интегрированных программ продемонстрировали свои достижения. Специалисты и волонтеры познакомились с результатами проекта, обсудили возможность включения особых детей в свои программы.</p>

Организация экскурсий, мастер-классов детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития со здоровыми детьми
Запланированные сроки 01.07.2020 – 31.07.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 01.11.2020

Итог мероприятия

<p>В ходе экскурсий и мастер-классов дети с особенностями в развитии приобрели навыки социальной адаптации, здоровые дети навыки взаимодействия с особыми детьми.</p>

Включение детей с аутизмом в практику деятельности ансамбля "Джинс Кантеле"
Запланированные сроки 01.07.2020 – 30.10.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 30.10.2020

Итог мероприятия

<p>5 детей с аутизмом в ходе репетиций подготовились к совместным выступлениям с ансамблем "Джинс кантеле". Совместные публичные выступления способствуют повышению уровня самооценки детей с особенностями и формированию толерантного отношения к ним в обществе. </p>

Организация кулинарных мастер-классов
Запланированные сроки 01.07.2020 – 30.09.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 30.09.2020

Итог мероприятия

<p>Благодаря участию в мастер-классах дети освоили навыки самостоятельного приготовления простых блюд, что повысило их компетенции в самообслуживании.</p>

Организация серии занятий и выездных программ для детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития совместно со скаутами
Запланированные сроки 01.07.2020 – 15.11.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 15.11.2020

Итог мероприятия

<p>Дети с аутизмом познакомились с основами безопасности на природе, основными навыками туризма, развили коммуникативные навыки. Скауты повысили компетенции во взаимодействии с особыми ребятами.</p>

Апробация подготовительной программы для детей дошкольного возраста с аутизмом и другими особенностями ментального развития
Запланированные сроки 01.07.2020 – 01.11.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 01.11.2020

Итог мероприятия

<p>Дошкольники приняли участие в занятиях направленных на развитие социальной адаптации, коммуникации и смогли подготовиться к участию во внешкольных программах.</p>

Создание интегрированной мультстудии
Запланированные сроки 01.07.2020 – 30.09.2020
Фактические сроки 01.07.2020 – 15.11.2020

Итог мероприятия

<p>Создана инклюзивная мультстудия. Особые и здоровые дети совместно создали первые мультфильмы и продемонстрировали их на Фестивале интегрированных программ.</p>

Фотографии материальных объектов
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии