Этап 2
Срок реализации: 01.01.2020 – 30.06.2020О проекте
- 1. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития
- 2. Здоровые дети, получившие опыт общения со сверстниками с особенностями в развитии
- 3. Специалисты, педагоги внешкольных программ
- 4. Родители детей с особенностями в развитии
Проект направлен на создание равных возможностей участия во внешкольных программах для детей с аутизмом. Расти и развиваться наравне со своими обычными сверстниками, в совместном общении и творчестве - такое право детей-инвалидов становится общепризнанным. Но в практической реализации этого права делаются лишь первые шаги. Детей с аутизмом это касается в первую очередь, поскольку их взаимодействие с окружающими людьми затруднено.
В ходе предыдущих проектов организация накопила позитивный опыт включения детей с аутизмом в совместную деятельность с обычными детьми. Отработаны методики, позволяющие расширить пространство совместной деятельности детей с аутизмом и обычных детей, предоставить и тем, и другим возможность жить в инклюзивной среде и получать от этого позитивный жизненный опыт.
В ходе проекта в городе Петрозаводске будет апробирована модель включения детей с аутизмом во все виды внеурочной деятельности. Дети с аутизмом будут включены в сферу дополнительного образования, в сферу летнего и активного отдыха, досуга и неформального образования.
Благодаря включению во внешкольные программы, дети с аутизмом и другими ментальными особенностями перестанут находится в своем особом узком кругу. Широкий выбор внешкольных программ позволит учесть индивидуальные интересы, увлечения детей, обеспечить их участие в обычной детской жизни - с приключениями, походами, кружками, играми, экскурсиями и т.д.
Общение и совместная деятельность с детьми с аутизмом поможет здоровым детям преодолеть стереотипы в отношении особых детей, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии.
В рамках проекта педагоги дополнительного образования, специалисты общественных организаций, представители культурных учреждений, волонтеры познакомятся со стратегиями взаимодействия и коммуникации с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития. После этого они разработают программы, мастер-классы, мероприятия, включающие детей с аутизмом во внешкольную деятельность вместе с их здоровыми сверстниками.
В завершение проекта пройдет Фестиваль интегрированных внешкольных программ с участием специалистов муниципальных районов Республики Карелия. На Фестивале участники представят свои достижения. В рамках Фестиваля для заинтересованных специалистов, участников, волонтеров внешкольных программ Республики Карелия пройдут мастер-классы по включению детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития во внешкольные занятия. В дальнейшем это позволит тиражировать модель интеграции детей с аутизмом во внешкольную деятельность в других районах Республики Карелия.
Целью проекта является создание для детей с аутизмом в городе Петрозаводске равных возможностей участия во внешкольных программах совместно с обычными сверстниками. На втором этапе для ее достижения продолжилась деятельность инклюзивных внешкольных программ.
По программе мульттерапии выпущены первые мультфильмы. Родители отмечают большую заинтересованность ребят в этой деятельности и положительные изменения в их развитии. Работу по мульттерапии продолжили не только в нашей организации, но и в образовательных учреждениях. Мы получили отзыв от педагогов 24 школы интерната города Петрозаводска, которые приняли участие в семинаре «Мульт-терапия в работе с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития». Они активно использовали полученные знания для того, чтобы начать работу с особыми детьми по мульттерапии в своем учреждении.
Особую популярность имеют кулинарные мастер классы. Продолжилось сотрудничество с ресторанами и кафе города, которые выступили спонсорами наших кулинарных мастер классов. Профессиональные повара смогли найти подход к особым детям и обучить их некоторым блюдам. Благодаря экономии средств в бюджете мы смогли приобрести дополнительное оборудование на кухню, что расширило возможности организации кулинарных мастер-классов. В период самоизоляции родители стали отмечать, что у детей повысился уровень социально бытовых навыков, дети стали проявлять больший интерес к приготовлению пищи.
Благодаря знакомству с нашим опытом в свои внешкольные программы включили детей с аутизмом и другими ментальными особенностями общественные организации Карелии: "Петрозаводский городской клуб любителей водного туризма", КРОО "Поможем нашим детям", АНО "Клоунтерапия".
На втором этапе началась активная работа с группой дошкольников с аутизмом. Дети были разбиты на микрогруппы, подключены к работе волонтеры разного возраста. Результаты занятий показали актуальность создания подготовительной группы для освоения ребенком основ совместной игровой и творческой деятельности. Родители дошкольников отметили, что занятия стали хорошей подготовкой к школьной жизни. Некоторые освоили такие простые, но очень важные навыки, как сидеть за столом, слушать сказку, водить хоровод.
Продолжились выездные и городские мероприятия со скаутами. Дети с особенностями в развитии все лучше адаптируются к выездам и разнообразию деятельности. На втором этапе к этой деятельности подключились подростки попавшие в трудную жизненную ситуацию из программы "Старшая сестра". Скауты проконсультировали их и поделились опытом взаимодействия с особыми детьми. Воспитанницы программы "Старшая сестра" провели праздник "Масленицы" во время выездной программы. Сотрудничество программ для особых детей и для подростков попавших в трудную жизненную ситуацию имеет перспективы для дальнейшего развития и реализации новых проектов, т.к. помогает совместно решать общие проблемы социализации этих категорий детей.
Благодаря гранту были приобретены музыкальные инструменты для репетиций и подготовке к совместным выступлениям особых детей с ансамблем "Джинс кантеле". Начались первые репетиции.
Продолжились занятия по программе "Математический субботник", которые показали возможности участия особых детей в программах интеллектуальной направленности. Педагоги программ по робототехнике стали знакомиться с положительным опытом и планировать дальнейшее включение особых детей на свои занятия. Из-за введения ограничений самоизоляции не все дети смогли принять участие в программе "Математический субботник", расширение численного состава группы продолжится на третьем этапе проекта.
Педагоги, прошедшие обучение по альтернативной коммуникации в рамках проекта, продолжили работу со своими воспитанниками и показали достигнутые успехи. Развитие коммуникации особых детей позволит им лучше адаптироваться во внешкольных программах.
Не смотря на перенос некоторых мероприятий из-за сложившей эпидемиологической ситуации, в целом результаты 2 этапа достигнуты и проект реализуется успешно.
количество благополучателей детей-инвалидов, которые будут вовлечены в занятия внешкольных программ
количество публикаций и телесюжетов в СМИ для формирования толерантного отношения в обществе к особым детям
количество общественных организаций, включивших в свои внешкольные программы детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития
здоровые дети, получившие позитивный опыт взаимодействия со сверстниками с особенностями в развитии
разработана новая программа по мульттерапии
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>На модернизированной кухне было проведено 10 кулинарных мастер классов. </p>
Итог мероприятия
<p>Особые и здоровые дети приняли участие в городских и выездных мероприятиях, повысили уровень самообслуживания, познакомились с основами безопасности на природе, освоили базовые навыки туризма, коллективной работы.</p>
Итог мероприятия
<p>Здоровые и особые дети прошли серию занятий по программе "Математический субботник". Дети с аутизмом были включены в программу интеллектуальной направленности, что создает большие возможности для их развития и самореализации.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведение совместных занятий по мульт-терапии особых и здоровых детей. Мульт-терапия способствует развитию творческого потенциала детей.</p>
Итог мероприятия
<p>5 детей с особенностями в развитии начали репетиции к выступлению с ансамблем "Джинс-кантеле". На средства гранта закуплены музыкальные инструменты.</p>
Итог мероприятия
<p>9 детей с аутизмом дошкольного возраста были подготовлены в ходе занятий к включению в программы дополнительного образования.</p>