Этап 2
Срок реализации: 01.04.2018 – 30.06.2018О проекте
- Дети и подростки
- Молодежь и студенты
- Многодетные семьи
- школьники, заинтересованные в изучении биологии
- студенты-медики и биологи
- школьники 4-11 классов
Сотни тысяч школьников 4-11 кл. живут вдали от крупных населённых пунктов и научных центров, не имея возможности получить качественное биологическое образование. Это зачастую лишает их возможности выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить в престижный вуз. Однако это не означает, что они менее талантливы и не заслуживают такого шанса.
В то же время в столичных вузах учатся инициативные, активные студенты, победители Всероссийской олимпиады школьников и студенческих универсиад, многие из которых хотели бы попробовать себя в преподавании. В отличие от пожилых педагогов, они более активны и мобильны и могут позволить себе участие в волонтёрском проекте. К тому же, студенты сами помнят, как недавно усваивали этот материал, и могли бы объяснить его просто и понятно при отсутствии возрастного барьера.
Мы создали систему, где две эти целевые группы встречаются в формате полевого биологического лагеря, чтобы помочь друг другу. Школьники получают качественное дополнительное образование, на практикумах по зоологии, физиологии растений, альгологии и микологии, гистологии, микробиологии, биохимии, участвуют в полевых и экспедиционных выходах, получая мощнейший импульс для самореализации и самоопределения. В обучение привносится элемент игры для облегчения запоминания: все объекты на базе носят цитологические названия. Чем старше ученик, тем больше он получает свободы в выборе курсов, учась оценивать свои сильные и слабые стороны и принимать ответственные решения. Студенты делятся с ним секретами успешного поступления, дают ценные советы, помогая определиться с выбором вуза и кафедры. Школьники, оканчивающие в текущем году 11-й класс, одновременно посещают курсы и читают как минимум одну лекцию младшим ребятам. Студенты тренируют навыки преподавания, получают интересную летнюю практику, развивают организаторские способности.
В команде преподавателей есть также действующие учёные и опытные педагоги. Работать с ними полезно и студентам, которые могут узнать о карьерных перспективах, наладить профессиональные контакты. С вечерними лекциями на школу приезжают светила отечественной науки и биотеха, научные журналисты.
Оптимальная длина школы для усвоения материала – 2,5-3 недели. Траты на аренду сертифицированной базы, закупку продовольствия, реактивов и оборудования, оплату работы персонала в основном ложатся на родителей участников. Но стоимость путёвки в 35 тысяч рублей неподъёмно высока для семей с небольшим достатком, поэтому проекту нужна поддержка.
Мы провели два этапа собеседований (заочный – с решением и отправкой разнообразных задач, специально созданных нашими преподавателями, и очный – собеседование лично или по скайпу) и набрали 84 школьника из 45 регионов. Из их числа 33 "новых" для нас школьника и 5 учеников, которые уже были на "Пилигриме" в прошлом году, получили гранты на частичную или полную оплату участия (300 000 рублей от Фонда и 50 000 в рамках софинансирования). Эту сумму от Фонда Президентских грантов мы перечислили нашей базе в качестве предоплаты. К нам приедут 24 постоянных преподавателя (мы называем их Ферментами, большинство из них – молодые учёные и инициативные студенты) и не меньше 10 приглашённых лекторов – учёных и профессионалов, которые прочитают вечерние лекции и проведут практикумы в дополнение к основной программе. Было много желающих читать необходимые нам обязательные курсы, которые заложат фундаментальную базу знаний у наших учеников. По курсам по выбору тоже поступило много предложений. Так что мы и здесь провели отбор: оценивались знания и достижения преподавателя, опыт (как в науке, так и в преподавании), умение интересно преподносить материал. Мы запланировали и полезные профориентационные мероприятия: рассказы об особенностях и преимуществах разных высших учебных заведениях и лекции о разных вариантах научной и бизнес-карьеры в сфере наук о жизни, обмен опытом по подготовке к олимпиадам, рассказы о различных форматах дополнительного образования – летних школах, образовательных программах – от лица их организаторов и участников.
Школьников ждёт большое разнообразие курсов – от нейрофизиологии до научной журналистики, от эмбриологии до основ клеточного сигналлинга, от гидробиологии до биоинформатики. Мы закупили оборудование, инструменты и реактивы с учётом возможностей нашей базы и нужд преподавателей. Например, для практикумов по энтомологии и гидробиологии нам понадобятся сачки, для занятий по ботанике – определители растений, для полевых выходов и наблюдений за птицами – бинокли, для практикумов по биохимии и микробиологии – пробирки, штативы, шпатели, а для зоологии беспозвоночных – препаровальные иглы, скальпели и так далее.
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
планируемое суммарное количество подписчиков в социальных сетях, которым оказываются просветительские услуги
количество одарённых детей из малообеспеченных, неполных или многодетных семей, которые смогут получить гранты на бесплатное или льготное участие и/или оплату дороги
количество субъектов РФ, которые мы планируем охватить в 2018 году
сумма грантов, выделенных на дорогу одарённым детям из малообеспеченных семей
сумма грантов, выделенных на питание и проживание одарённым детям из малообеспеченных семей
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Организована самая масштабная рекламная кампания по набору и самый высокий конкурс за всю историю проекта. Мы провели две волны набора и собрали заявки со всей страны и из ближнего зарубежья (Беларусь и Казахстан). Большинство подававших заявки школьников узнали о нашем проекте впервые, поскольку выделенные благодаря гранту Фонда льготные места обеспечили нам более широкий охват.</p>
Итог мероприятия
<p>По итогам собеседований, где оценивались не только знания, но и мотивация, умение мыслить логически и рассуждать на основе имеющейся базы знаний, были отобраны участники школы. Мы распределили льготные места между показавшими наилучшие результаты школьниками с учётом финансового положения их семьи и льгот, региона проживания и других признаков. При прочих равных условиях приоритет получали ученики из небольших населённых пунктов, где качественное дополнительное образование и углубленное изучение наук о жизни менее доступно.</p>
Итог мероприятия
<p>К заранее составленному набору обязательных курсов, а также для курсов по выбору, мы подобрали команду преподавателей, которых оценивали не только по их знаниям, умениям и достижениям в науке, но и по способности доступно, понятно и красочно изложить материал. Кроме них, мы пригласили лекторов (учёных, просветителей, руководителей биотехнологических стартапов, научных журналистов) с разовыми лекциями – научными и научно-популярными.</p>
Итог мероприятия
<p>База найдена раньше срока – более удобная и комфортная и по более доступной цене, чем предполагалось. Поэтому мы направили сэкономленные деньги софинансирования на дополнительные гранты (указано в разделе "софинансирование"). В соответствии с пожеланиями преподавателей, ведущих практикумы, закуплено оборудование и реактивы, однако часть оплаченных заказов поставляется на склад дольше, чем планировалось.</p>