http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Международная летняя биологическая школа "Пилигрим"
Первый конкурс 2017

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.01.2018 – 20.11.2018
Регион
Калужская область
Номер проекта
17-1-012069
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты
  3. Многодетные семьи
  4. школьники, заинтересованные в изучении биологии
  5. студенты-медики и биологи
  6. школьники 4-11 классов

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

100 Запланировано
110 Результат
110% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

60 Запланировано
84 Результат
140% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, принявших участие в сопутствующих мероприятиях в течение года (калужский турнир юных биологов, лектории)

300 Запланировано
400 Результат
133% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. планируемое суммарное количество подписчиков в социальных сетях, которым оказываются просветительские услуги

4000 Запланировано
4000 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество одарённых детей из малообеспеченных, неполных или многодетных семей, которые смогут получить гранты на бесплатное или льготное участие и/или оплату дороги

30 Запланировано
38 Результат
127% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество субъектов рф, которые мы планируем охватить в 2018 году

45 Запланировано
45 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. сумма грантов, выделенных на дорогу одарённым детям из малообеспеченных семей

40000 Запланировано
25000 Результат
63% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. сумма грантов, выделенных на питание и проживание одарённым детям из малообеспеченных семей

300000 Запланировано
300000 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Нам удалось успешно провести летнюю школу и ряд сопутствующих мероприятий. Наши выпускники в подавляющем большинстве случаев успешно освоили программу и оставили о ней положительные отзывы. Уже после летней школы наши ученики выступили на Турнире юных биологов 2018 года и получили награды в командном и личном первенстве региональных этапов в Казани, Санкт-Петербурге, Обнинске, Москве (в этих городах побывали наши сборные), а также Воронеже (одна ученица). Сейчас школьники готовятся к региональному этапу на Всероссийской олимпиаде школьников, который пройдёт в январе. Многие из них продолжают исследовательскую работу, пользуясь нашим советом и руководством. Наши преподаватели продолжают общение с ними, обмениваются учебными материалами. В результате эффект школы длится и после ее окончания: дети и подростки не только осваивают углубленные теоретические и практические курсы и знакомятся с многообразием наук о жизни и карьерных возможностей в них, но и попадают в активное мотивированное сообщество единомышленников – учеников и преподавателей, где могут вдохновлять друг друга на новые достижения, делиться знаниями и успехами. Студенты на школе находят полезную стажировку, возможность преподавательской практики и общения с педагогами и учёными, которые могут дать им ценные советы и помочь их профориентации. В итоге талантливые дети не просто уезжают домой с новыми знаниями и навыками, но и продолжают развиваться вместе, мотивируя друг друга и получая доступ к знаниям и хорошему образованию в разных уголках страны.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Наш проект оказался устойчивым, несмотря на некоторые трудности с реализацией (в том числе технические), неожиданные изменения планов и препятствия, которые мы обсуждали с кураторами проекта, а также потерю (в пользу Фонда Президентских грантов) запланированных средств, не все из которых удалось из-за технических сбоев перевести вовремя, он был успешно реализован. Мы провели летнюю международную БиоШколу "Пилигрим" и весь комплекс сопутствующих мероприятий, кроме конкурса детских научно-популярных статей. Сам факт присуждения гранта дал нам гораздо больший охват аудитории, поскольку информацию о профинансированных грантом путевках на школу нам удалось распространить во многих тематических группах в соцсетях бесплатно. Мы приняли 304 заявки из 48 субъектов СНГ (из них – 45 субъектов РФ), набрали 38 сотрудников и более 80 школьников из 37 населенных пунктов, провели с детьми 1872 учебных часа. Мы собираемся продолжать свой самый крупный проект и сопутствующие мероприятия, приобретать собственную землю для постройки базы проведения (чтобы не платить ежегодно за её аренду и готовить питание самостоятельно, соблюдая соотношение цены и качества). Некоторые сопутствующие мероприятия получили новую жизнь: например, мы не просто смогли организовать ежегодный Турнир юных биологов в Обнинске, но и собрали две межрегиональные команды, которые поучаствовали в сумме в четырёх региональных соревнованиях, заняв призовые и первые места в трёх из них. Сейчас ученики готовятся к участию во Всероссийском ТЮБ. В начале января, на зимних каникулах, мы впервые организуем зимний "Пилигрим", заявки на который уже отобраны. Летом мы планируем расширить БиоШколу, сделав в ней несколько отделений-профилей, чтобы ученики могли выбрать себе обучение с медицинским, полевым и лабораторным уклоном.

Для наших учеников жизнь на школе не заканчивается – мы поддерживаем с ними общение, следим за их успехами, вовлекаем их в другие проекты (лектории, организацию "Мотивов" – в 2018 году, к примеру, наши выпускники 2015 года читали лекции в Нижнем Новгороде) и приглашаем в качестве новых преподавателей, когда они становятся студентами. Около половины школьников подают к нам заявку и на следующий год (что очень много, учитывая большое количество учеников 10-х классов, которые в следующем году уже заканчивают школу). Нам важна эта преемственность, так как для нас она – способ показать, что жизнь не заканчивается в конце августа, и что все мы сами были школьниками не так давно, и что недавние школьники тоже могут делиться опытом дальше по цепочке, создавая конвейер перемен. Наши выпускники вдохновляются участием, изменившем их жизнь и показавшем, как устроена биология глазами студента. Наши организаторы тоже растут, и уже могут демонстрировать им, как наука выглядит глазами молодого ученого. Мы рады, что можем расти и развиваться вместе с нашими учениками, что помогаем школьникам определиться, сделать свой выбор и достичь профессиональной самореализации.

Но был и еще один неожиданный эффект. Пример начинающей, молодой организации, которой удалось выиграть грант (мы делились своим опытом в выступлении на "Слёте Просветителей" в 2017 году и в интервью на портале Indicator.Ru), вдохновил многих коллег из просветителей и популяризаторов науки подать заявки, и эти заявки не раз оказывались успешными. Мы рады, что так получилось, несмотря на то, что понимаем, что за проблем с реализацией нам вряд ли когда-нибудь будет присужден новый грант от Фонда Президентских грантов. Но мы благодарны Фонду за этот опыт работы, который помог нам извлечь немало уроков и увидеть направления, над которыми надо поработать, чтобы повысить компетентность. Теперь мы лучше понимаем, как нам следует расти, чему нужно научиться. Этот опыт позволил нам увидеть, что еще (кроме знания самого проекта, сферы его применения) необходимо нашей организации для эффективной работы. Исправив наши ошибки, мы сможем продвигаться дальше и понимать, о чем нужно думать заранее, когда мы подаем заявку, как обосновать пользу и необходимость своих проектов, как сделать более реалистичные прогнозы и запланировать незапланированное. Мы надеемся, что этот опыт поможет нам сформулировать более устойчивую модель развития, найти ресурсы для расширения своих проектов, более грамотно вести отчетность и управлять своей организацией и своим временем.

Наличие и характер незапланированных результатов

1) Увеличенное количество участников-школьников (84 вместо 45-50), поскольку объявление о грантовых местах и активная реклама позволили создать нужный конкурсный отбор, а на базе удалось разместить такое количество человек. 2) Из-за удобного расположения базы (около 2 часа от Москвы, отличная транспортная доступность) к нам смогло приехать очень большое количество приглашённых лекторов (в среднем по две дополнительных лекции в день), детям даже пришлось выбирать между ними. Тогда, чтобы дополнительные лекции не остались не посещёнными, мы сделали две лекции (на выбор) от приглашённых лекторов обязательными для учеников. 3) Мы планировали набрать одну команду для участия в Турнире юных биологов от лица Института передачи биологических знаний, однако желающих набралось более чем на две команды. Удалось организовать целый турнирный клуб, с участниками которого мы сможем поехать на разные региональные турниры в родных регионах детей. Так мы повышаем шансы отдельно взятого ученика выйти на всероссийский уровень, а также даём возможности потренироваться в более "простых" регионах перед самым сложным испытанием – Всероссийским турниром. 4) В досуговое время мы сочинили и поставить мюзикл о внутриклеточных процессах; поскольку большинство песен были написаны на английском языке, эта работа стала не только творческим переосмыслением пройденного на занятиях вместе с усвоением нового материала (англоязычной биологической терминологией), но и тренировкой аудирования и правильного произношения для участников. Эта идея пришла прямо на школе и была успешно реализована. Вместе с короткометражным фильмом, большую часть которого подготовили также сами ученики, эти два творческих проекта стали средством самовыражения, помогли раскрыть свои новые стороны и таланты, почувствовать себя творцами, создателями чего-то нового, а также помогали разгрузиться после сложных учебных занятий. Отснятые материалы послужат для распространения информации о БиоШколе в будущие годы.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Включение в проект не только БиоШколы, но и целого сопутствующего комплекса мероприятий, на многие из которых грантовая поддержка не использовалась. Вследствие этого период реализации оказался затянутым, причём финансирование внутри него распределялось неравномерно (на некоторые мероприятия гранатового финансирования не требовалось, другие оплачивались только таким образом). В результате мероприятия были успешно проведены, однако не было понятно, как отчитываться о них (в некоторые периоды сумма финансовых отчётов составила 00 рублей 00 копеек).

Поскольку команда проекта (включая организаторов) работала на волонтёрских началах, реализация проекта совмещалась с учёбой и работой. И если основная подготовка мероприятий происходила в вечернее время/выходные дни, то с реализацией гранта и отчётностью возникли проблемы: затруднялась коммуникация с сотрудниками Фонда и денежные переводы. Отчётность по гранту стала дополнительной нагрузкой для людей, не имеющих опыта её ведения, и объём этой нагрузки предвидеть заранее не удалось. Теперь мы понимаем, разумнее выделить сотрудника для грантовой работы, разгрузив его от остальных задач, запросить в финансировании заработную плату для него, чтобы он мог посвятить больше времени реализации гранта, а не зарабатыванию денег на другой работе на полной ставке. Это (вместе с прохождением обучения/курсов по работе НКО, накоплением соответствующего опыта) позволило бы вывести работу организации на новый, более профессиональный уровень.

Организаторы проекта обучаются и работают в Москве, тогда как НКО зарегистрирована в Калужской области (там же находится и соответствующая налоговая организация, банк и др.). Это создало территориальные проблемы в оформлении ряда документов.

4) Решение отдать бухгалтерию внешнему специалисту также имело свои сложности, так как он не имел дела с грантами и версией системы Сбербанк Бизнес-Онлайн. Сама система постоянно отклоняла наши платежи из-за технических сбоев, отнимая огромное количество времени.

Общие выводы по результатам реализации проекта

У нас уже налажена система преподавания, что мы отбираем инициативных и компетентных студентов, способных преподавать ученикам. Мы наладили систему отбора школьников и создали целый ряд сопутствующих мероприятий, которые помогают нашим выпускникам оставаться в контакте с нами в течение всего года. Мы расширили географию проекта и достигли запланированных и незапланированных результатов, перечисленных в предыдущих пунктах. Однако благодаря гранту мы смогли найти те недостатки своей работы, которые мы не смогли бы обнаружить без него. Мы столкнулись с очень многими трудностями, неожиданными для нас. Молодой организации, работающей только на волонтёрской основе, было очень трудно их преодолеть. Но мы сделали для себя много важных выводов. Возможно, было целесообразно выделить сотрудника для грантовой работы, разгрузив его от остальных задач, либо запросить в финансировании заработную плату для организаторов проекта, чтобы они могли посвятить больше времени реализации гранта, а не зарабатыванию денег на другой работе на полной ставке. Это (вместе с прохождением обучения/курсов по работе НКО, накоплением опыта) позволило бы вывести работу организации на более профессиональный уровень. Также мы поняли, насколько важна юридическая и финансовая сторона вопроса (ранее мы опыта обращения с таким объёмом средств и отчётностью за них не имели). Мы обнаружили ошибки в своём планировании, коммуникационные трудности между членами команды (например, возможность непонимания между людьми, которые занимаются закупками лабораторного оборудования и бухгалтером), где каждый разбирается только в своей области, но не все всегда понимают друг друга.

Приведем один из примеров неудач, связанных с неопытностью организаторов: впервые закупая столь большое количество оборудования и материалов к практикумам, мы недооценили сроки доставки и возможные проблемы. К примеру, заказанные в июне пластиковые контейнеры оказались задержаны на таможне и прибыли к нам с большим запозданием – 16 ноября. Мы используем эти контейнеры в будущих биошколах, следующую мы проведём в начале января. Участники её уже отобраны. По итогам этого случая и многих других мы понимаем, как правильнее планировать наши мероприятия, как реалистичнее оценить результаты нашей работы, чтобы не приходилось страдать из-за непредвиденных обстоятельств, которые всегда могут помешать реализации. Опыт работы с Фондом президентских грантов поможет нам развиваться и учиться на своих ошибках.

О проекте

Сотни тысяч школьников 4-11 кл. живут вдали от крупных населённых пунктов и научных центров, не имея возможности получить качественное биологическое образование. Это зачастую лишает их возможности выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить в престижный вуз. Однако это не означает, что они менее талантливы и не заслуживают такого шанса.

В то же время в столичных вузах учатся инициативные, активные студенты, победители Всероссийской олимпиады школьников и студенческих универсиад, многие из которых хотели бы попробовать себя в преподавании. В отличие от пожилых педагогов, они более активны и мобильны и могут позволить себе участие в волонтёрском проекте. К тому же, студенты сами помнят, как недавно усваивали этот материал, и могли бы объяснить его просто и понятно при отсутствии возрастного барьера.

Мы создали систему, где две эти целевые группы встречаются в формате полевого биологического лагеря, чтобы помочь друг другу. Школьники получают качественное дополнительное образование, на практикумах по зоологии, физиологии растений, альгологии и микологии, гистологии, микробиологии, биохимии, участвуют в полевых и экспедиционных выходах, получая мощнейший импульс для самореализации и самоопределения. В обучение привносится элемент игры для облегчения запоминания: все объекты на базе носят цитологические названия. Чем старше ученик, тем больше он получает свободы в выборе курсов, учась оценивать свои сильные и слабые стороны и принимать ответственные решения. Студенты делятся с ним секретами успешного поступления, дают ценные советы, помогая определиться с выбором вуза и кафедры. Школьники, оканчивающие в текущем году 11-й класс, одновременно посещают курсы и читают как минимум одну лекцию младшим ребятам. Студенты тренируют навыки преподавания, получают интересную летнюю практику, развивают организаторские способности.

В команде преподавателей есть также действующие учёные и опытные педагоги. Работать с ними полезно и студентам, которые могут узнать о карьерных перспективах, наладить профессиональные контакты. С вечерними лекциями на школу приезжают светила отечественной науки и биотеха, научные журналисты.

Оптимальная длина школы для усвоения материала – 2,5-3 недели. Траты на аренду сертифицированной базы, закупку продовольствия, реактивов и оборудования, оплату работы персонала в основном ложатся на родителей участников. Но стоимость путёвки в 35 тысяч рублей неподъёмно высока для семей с небольшим достатком, поэтому проекту нужна поддержка.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии