http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Международная летняя биологическая школа "Пилигрим"
Первый конкурс 2017

Этап 3

Срок реализации: 01.07.2018 – 20.11.2018

Этап 3

Срок реализации: 01.07.2018 – 20.11.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.01.2018 – 20.11.2018
Регион
Калужская область
Номер проекта
17-1-012069
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты
  3. Многодетные семьи
  4. школьники, заинтересованные в изучении биологии
  5. студенты-медики и биологи
  6. школьники 4-11 классов

Сотни тысяч школьников 4-11 кл. живут вдали от крупных населённых пунктов и научных центров, не имея возможности получить качественное биологическое образование. Это зачастую лишает их возможности выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить в престижный вуз. Однако это не означает, что они менее талантливы и не заслуживают такого шанса.

В то же время в столичных вузах учатся инициативные, активные студенты, победители Всероссийской олимпиады школьников и студенческих универсиад, многие из которых хотели бы попробовать себя в преподавании. В отличие от пожилых педагогов, они более активны и мобильны и могут позволить себе участие в волонтёрском проекте. К тому же, студенты сами помнят, как недавно усваивали этот материал, и могли бы объяснить его просто и понятно при отсутствии возрастного барьера.

Мы создали систему, где две эти целевые группы встречаются в формате полевого биологического лагеря, чтобы помочь друг другу. Школьники получают качественное дополнительное образование, на практикумах по зоологии, физиологии растений, альгологии и микологии, гистологии, микробиологии, биохимии, участвуют в полевых и экспедиционных выходах, получая мощнейший импульс для самореализации и самоопределения. В обучение привносится элемент игры для облегчения запоминания: все объекты на базе носят цитологические названия. Чем старше ученик, тем больше он получает свободы в выборе курсов, учась оценивать свои сильные и слабые стороны и принимать ответственные решения. Студенты делятся с ним секретами успешного поступления, дают ценные советы, помогая определиться с выбором вуза и кафедры. Школьники, оканчивающие в текущем году 11-й класс, одновременно посещают курсы и читают как минимум одну лекцию младшим ребятам. Студенты тренируют навыки преподавания, получают интересную летнюю практику, развивают организаторские способности.

В команде преподавателей есть также действующие учёные и опытные педагоги. Работать с ними полезно и студентам, которые могут узнать о карьерных перспективах, наладить профессиональные контакты. С вечерними лекциями на школу приезжают светила отечественной науки и биотеха, научные журналисты.

Оптимальная длина школы для усвоения материала – 2,5-3 недели. Траты на аренду сертифицированной базы, закупку продовольствия, реактивов и оборудования, оплату работы персонала в основном ложатся на родителей участников. Но стоимость путёвки в 35 тысяч рублей неподъёмно высока для семей с небольшим достатком, поэтому проекту нужна поддержка.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Мы завершили закупку оборудования и реактивов, необходимых для проведения летней школы. Хотя запланированный минимум составлял 45 учеников, благодаря грантовой поддержке нам удалось набрать и обучить 84 ребёнка. Поскольку такого количества у нас раньше не было, традиционные возрастные группы (ДНК, РНК и Белок – в соответствии с центральной догмой молекулярной биологии) мы разделили на подгруппы в зависимости от того, в первый ли раз ученики приезжают к нам. Поэтому у нас были ДНК-1, -2 и -3, РНК-1, -2 и -3, а также Белок (школьники этой группы полностью выбирают своё расписание, поэтому они распределяются по предметам). Более мелкое деление групп помогло сохранить индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы численность не сказывалась на качестве обучения; соответственно, если предметы в более мелких группах дублировались (как было с фундаментальной и необходимой для всех ДНК цитологией), мы набрали на них несколько преподавателей. Часть курсов (на выбор школьникам было предложено за две фазы более 35 дисциплин, включая курсы длиной в две фазы) мы заранее проанонсировали в нашей группе ВКонтакте (https://vk.com/ipbz_ru). Школа проходила в пансионе "Дубравушка" в пригороде Обнинска. Условия этой базы позволили нам проводить полевые выходы и сбор материала для практикумов по зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных, гидробиологии, ботанике, анатомии растений, а также лабораторные занятия. Школьники из групп ДНК, РНК и Белок вместе с преподавателями (Ферментами) искали беззубок и водяных скорпионов, собирали жужелиц, выходили на рассвете, чтобы слушать пение птиц и учились определять их по голосам, ловили в силки дятлов, пищух и других пернатых, собирали растения для гербариев, делали микробиологические посевы и пробовали разные виды окрашивания, ставили хроматографию, исследовали грибы и водоросли, изучали радиохимию, физиологию сердца, научную журналистику, фотобиологию, биоинженерию, нейроанаомию, историю искусства, вскрывали червей, насекомых, мышей, диагностировали зрение, учились проводить биохимические реакции и определять вещество в пробирке. После лекций, семинаров, практикумов школьники успешно сдали зачёты, как в настоящем университете. Зачёты оценивались по десятибалльной шкале. Мы провели две фазы занятий – две фазы жизненного цикла нашей клетки. Школьники учились пять дней, на шестой сдавали зачёт, на седьмой отдыхали. Помимо обязательных учебных курсов учеников ждали и другие образовательные и просветительские мероприятия для общего развития, расширения кругозора и профориентации. Мы договорились с компанией "Медбиофарм" об экскурсии на фармацевтическое предприятие, где школьникам показали этапы изготовления медицинских препаратов, рассказали об экспериментальных разработках и стадиях создания новых лекарств. Помимо основных курсов, школьники могли посещать выступления приглашённых лекторов, многие из которых также сопровождались демонстрациями. Лекторы (популяризаторы науки, просветители, учёные, медики, педагоги-участники программы «Учитель для России», научные журналисты, кинологи – Алексей Паевский, Анна Хоружая, Ярослав Ашихмин, Светлана Боринская, Заки Тнимов, Анна Чубарова, Дарья Ильичёва, Анна Тихомирова, Кулях Жумадилова и др.) – рассказывали о доказательной медицине, синтетической биологии, количественной биологии, электронной микроскопии, нейробиологии, медицине в искусстве, научной карьере, провели практические занятия по изучению вторичных метаболитов растений и даже дрессировке собак. На "Пилигриме" можно не только учиться, но и обмениваться знаниями о других образовательных возможностях, летних школах, олимпиадах. Для этого мы провели конференцию "Биоинститут о биошколах" (в двух частях), участники которой рассказали желающим о программах и проектах дополнительного образования в сфере биологии. Выступать могли как преподаватели, так и ученики, посещавшие другие сезонные школы. Они рассказали о Летней экологической школе, Летней школе (ЛШ), Кировской летней многопредметной школе, Школе молекулярной и теоретической биологии в г.Познань (Польша), медицинских и биологических сменах в «Сириусе» и «Артеке».

В свободное время мы организовали для детей спортивные игры на свежем воздухе, исторические танцы, хастл, вязание крючком, изучение истории казачества и фехтования, занятия по оказанию первой медицинской помощи, поэтические "свечки", песни у костра и другие факультативы по интересам. Вместо традиционного театра (сценарий к постановкам пишется прямо на школе) в этом году получилось сразу два творческих проекта: короткометражный юмористический фильм об учёбе на "Пилигриме" и русско-английский мюзикл о путешествии внутри животной клетки (в такой формат вылилось объединение факультативов по биологическому английскому и по вокалу). На школе состоялся также концерт группы "Небослов". Кроме того, нам удалось собрать целый клуб, на основе которого будут формироваться команды для участия во Всероссийском турнире юных биологов – творческого биологического соревнования, где ученикам нужно создавать собственные модели для ответа на нетривиальные биологические задачи, что стимулирует школьников к размышлению и поиску закономерностей, пониманию причин и следствий биологических процессов, а не простому заучиванию набора фактов. С этой командой Институт передачи биологических знаний отправится не только на Калужский турнир юных биологов, но и на другие региональные этапы (Москва, Пенза, Екатеринбург и др.), поскольку участники клуба собрались со всей страны.

Описание мероприятий

Обеспечение питания
Запланированные сроки 01.07.2018 – 31.07.2018
Фактические сроки 01.07.2018 – 04.07.2018

Итог мероприятия

<p>Мы обеспечили участников и преподавателей полноценным пятиразовым питанием (включая полдник и вечерний чай). Питание готовилось профессиональными сертифицированными поварами в стационарной столовой, отвечающей всем нормам СанПинов. Организацией питания занималась база-арендодатель.</p>

Проведение БиоШколы "Пилигрим"
Запланированные сроки 13.08.2018 – 13.08.2018
Фактические сроки 27.08.2018 – 27.08.2018

Итог мероприятия

<p>Мы успешно провели биологическую школу "Пилигрим", включая обязательные и факультативные занятия, досуговые мероприятия (концерты, театральные постановки, творческие вечера, песни у костра, активные игры на свежем воздухе и др). Эффективность обучения оценивалась при помощи зачётов (по 10-балльной шкале). Каждый ученик получил сертификат о прослушанных курсах, который поможет отследить его активность и сравнить ежегодный прогресс.</p>

Заключение договора с базой
Запланированные сроки 17.03.2018 – 30.06.2018
Фактические сроки 17.03.2018 – 25.06.2018

Итог мероприятия

<p>Мы договорились с проверенной базой раньше срока, обеспечив комфортабельные условия жизни школьников, но не лишая их возможности полевых выходов со специалистами по ботанике, зоологии позвоночных, гидробиологии, энтомологии и т.д. Нам удалось найти базу, которая позволила без труда организовать питание участников (пансион "Дубравушка").</p>

Завоз оборудования и реактивов, подготовка базы
Запланированные сроки 11.08.2018 – 13.08.2018
Фактические сроки 11.08.2018 – 13.08.2018

Итог мероприятия

<p>Мы подготовили базу к проведению БиоШколы, транспортировав на неё всё закупленное оборудование, реактивы и медикаменты. После школы мы транспортировали их на сооружённый специально для него волонтёрскими усилиями склад. На складе разместили также холодильник для хранения веществ, которым необходима низкая температура. Оборудование и реактивы – долговременное вложение средств, благодаря которому можно снизить стоимость участия в БиоШколе в следующие годы.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии