http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Ещё раз об инклюзии!
Второй конкурс 2018

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2019 – 31.07.2019

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2019 – 31.07.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.12.2018 – 31.10.2019
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
18-2-015239
Целевые группы:
  1. Основная целевая группа – школьники-инвалиды по зрению, получающие образование инклюзивно в условиях общеобразовательных школ. По нашим данным в области более 100 таких детей, для сравнения в Нижегородской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 учащихся. Многие из них имеют серьезные сопутствующие заболевания (эпилепсия, заболевания сердца и желудка, диабет и др.), вследствие которых дети не могут находиться в условиях интерната. Около половины обучаются на домашнем обучении и фактически лишены возможности полноценного общения со своими сверстниками. Мы планируем вовлечь в деятельность по проекту все нуждающиеся в наших услугах семьи. Единственным критерием отбора является наличие у ребенка инвалидности по зрению. Кроме того, в целевую группу будут включаться дети, имеющие инвалидность по другому заболеванию, у которых реально также есть серьезная патология зрения. Кроме того, участниками проекта станут члены семей школьников с инвалидностью по зрению (более 150 человек), учителя общеобразовательных школ, которые обучают слабовидящих детей (более 60 человек), и учащиеся тех классов, где есть школьники с инвалидностью, в которых предполагается проведение уроков доброты (12 классов).

Проект нацелен на оказание комплексной поддержки школьникам с инвалидностью по зрению, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. В Нижегородской области выявлено более 100 таких школьников, для сравнения в областной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 детей. На базе созданного ресурсного центра предполагается отработать модель и технологии комплексной поддержки. Планируется научить слабовидящих школьников использовать в обучении современные технические средства для компенсации зрительного дефекта, обеспечить их адаптированными учебными пособиями и организовать для них службу проката технических средств; оказать психологическую помощь школьникам и их родителям очно и по телефону доверия; предоставить методическую поддержку учителям массовых школ, обучающих слабовидящих школьников; провести циклы уроков доброты в классах, где учатся такие дети для формирования у здоровых сверстников толерантного отношения к детям с инвалидностью; привлечь ресурсы местного бизнеса для обеспечения слабовидящих детей из малоимущих семей дорогостоящими техническими средствами реабилитации. Этими мероприятиями будет охвачена вся территория Нижегородской области и все выявленные семьи посредством проведения шести зональных выездных «экспедиций». Программа экспедиции предусматривает: тренинг для родителей и школьников по пониманию инвалидности, мастер-класс для школьников по использованию современных технических средств, семинар-практикум для учителей, индивидуальные консультации по подбору оптимальных технических средств и психологическим вопросам. Предполагается обучить не менее 60 учителей; провести циклы уроков доброты в 12 классах. Для выпуска адаптированных учебных пособий планируется организовать творческую волонтерскую мастерскую, где будут работать предварительно обученные волонтеры.

Важным мероприятием проекта станет трехдневный обучающий практикум «школа лидеров». Двенадцать семей целевой группы (по 2 семьи из каждой зоны) пройдут курс обучения, чтобы потом сплотить вокруг себя семьи целевой группы своей зоны для продвижения и защиты законных интересов. Опыт проекта (модель и технологии комплексной поддержки) будет обобщен в буклете, распространенном среди заинтересованных организаций из других регионов. Предполагается трансляция опыта проекта 20 представителям других регионов в рамках итогового двухдневного межрегионального семинара «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». Организация комплексной поддержки детей-инвалидов по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах, с учетом всех выше изложенных аспектов, является необходимым условием для того, чтобы их инклюзивное образование стало действительно успешным.

Проект предполагается реализовать в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, которое окажет информационную и организационную поддержку, в том числе при организации 6 семинаров-практикумов для учителей

Описание содержания деятельности по проекту за этап

На протяжение отчетного периода продолжена деятельность организованного в предыдущем отчетном периоде ресурсного центра поддержки инклюзивного образования. Проведена работа по дополнению и корректировке базы данных по слабовидящим школьникам, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. Добавлено в базу два ребенка, о которых ранее не было сведений. Наряду со слабовидящими детьми был выявлен один тотально незрячий ребенок, обучающийся по системе Брайля. С его семьей установлен контакт для оказания необходимой помощи, в том числе для его обеспечения рельефно-графическими пособиями, которые добровольцы «Перспектива» изготовят по его запросу. Также выявлена одна семья с тяжелым материальным положением, которой необходима помощь для приобретения ноутбука или компьютера как средства реабилитации.

Завершено проведение выездных зональных мероприятий. Состоялось 4 мероприятия: в г. Дзержинске, г. Кулебаках – Выксе, г. Н.Новгороде, п. Бутурлино. Помещения для проведения выездных мероприятий безвозмездно предоставлены учреждениями социальной защиты или образования. Управления соц. защиты и образования оказали информационную поддержку при распространении информации о мероприятиях среди целевой аудитории: семей и учителей.

Выездные мероприятия проходили по отработанной в 1-м периоде схеме и включали: семинар-практикум для учителей, работающих в общеобразовательных школах со слабовидящими детьми; тренинг для родителей «Я – родитель особенного школьника»; мастер-класс для школьников, на котором они могли попробовать использовать разные технические средства; индивидуальные консультации по подбору технических средств.

В г. Дзержинске в Центре реабилитации детей и подростков 27 марта состоялись мероприятия для школьников и родителей; 28 марта – семинар-практикум для учителей в школе №30. В Центре социальной помощи семье и детям г. Кулебаки 18 апреля прошел тренинг для родителей и мастер-класс для школьников; 19 апреля – в школе №12 г. Выкса семинар-практикум для учителей. В п. Бутурлино 22 мая в средней школе прошел семинар-практикум для учителей, 23 мая – в Центре социальной помощи семье и детям тренинг для родителей и мастер-класс для школьников. В Н.Новгороде в Центре реабилитации детей и подростков «Дом» 20 июня осуществлены мероприятия для родителей и детей; 27 июня – семинар-практикум для учителей в школе-интернат №92. Подробная информация о количестве участников на мероприятиях приведена в прикрепленной таблице.

На каждом мероприятии сотрудники «Перспектива» рассказывали представителям целевой аудитории об услугах, которые предоставляет созданный ресурсный центр: о безвозмездном прокате технических средств реабилитации для слабовидящих школьников, о работе телефона доверия, об изготовлении адаптированных учебных материалов по индивидуальному заказу семьи.

Следует отметить, что огромный интерес учителей вызвали семинары-практикумы. Вместо предполагаемого количества обученных учителей 60 человек, фактически обучение прошли 132 учителя. Фактический результат более чем в 2 раза превысил запланированный. Фактические показатели по родителям и школьникам целевой группы, принявших участие в выездных мероприятиях, близки кзапланированным.

С 23 по 26 июля состоялось основное обучающее мероприятие для семей целевой группы – трехдневный обучающий семинар «Школа лидеров». Для участия в школе было отобрано 13 семей целевой группы, что на одну семью больше предполагаемого количества. Для семинара была подготовлена насыщенная, разносторонняя программа, которая включала обучающие мероприятия для родителей и школьников, а также совместные детско-родительские активности, доступные для слабовидящих школьников. Семинар прошел на загородной базе отдыха «Малиновая слобода» в очень теплой дружеской обстановке. Программа семинара и список его участников приложены к отчету.

Участники школы лидеров получили теоретические знания и практические навыки, необходимые для облегчения получения инклюзивного образования и продвижения своих законных интересов. Родители и дети нашли новых друзей и единомышленников. После практикума в рамках деятельности проекта и по ее завершению обученные семьи будут распространять полученную информацию, и организовывать продуктивное сотрудничество среди других семей целевой группы, проживающих в близь лежащих районах. Через эти семьи будет осуществляться взаимосвязь ресурсного центра с другими представителями целевой группы, что позволит оказать помощь большему количеству семей.

За отчетный период почти в полном объеме реализована деятельность по проведению циклов уроков доброты. По согласованию с Министерством образования Нижегородской области в качестве площадок проведения уроков были выбраны летние лагеря, в том числе школьные и на базе учреждений социальной защиты. Это позволило провести уроки в предполагаемом объеме, не нарушая учебного процесса, и охватить большее количество детей. Циклы уроков проведены на 11 площадках в разных районах Нижегородской области. Информация о местах и датах проведения уроков содержится в прикрепленной таблице.

Каждый цикл включал 4 урока, разделенных на два модуля по два спаренных урока. Уроки проведены квалифицированными специалистами. В рамках Уроков специалисты применяли игровые технологии, лекционный материал, представленный в доступной форме. Также использовались современные информационные технологии и мультимедиа (показ мултфильма «Подарок» о щенке, живущем на 3 лапках и интерактивная сказка о смелом Бельчонке, который был не похож на других). Обязательно демонстрировались специальные предметы, которыми пользуются незрячие дети в школе, трость для самостоятельной ходьбы и др. Уроки помогли детям лучше понять кто такие инвалиды, как с ними общаться и в какой помощи они нуждаются. Теоретический материал и игровые технологии чередовались, поэтому Урок не был тяжелым для ребят. В конце каждого занятия организаторы использовали Древо впечатлений, на котором каждый ребенок мог написать о том, чему он научился на Уроке, что нового узнал.

Осуществленная за отчетный период деятельность освещена на сайте www.perspectiva-nn.ru, в социальных сетях, в региональных СМИ.

0

представители из разных регионов РФ познакомились с опытом проекта на двухдневном семинаре

71

оказана комплексная поддержка не менее 100 школьникам-инвалидам, получающим инклюзивное образование

4

Проведены тренинги по пониманию инвалидности

4

Проведены мастер-классы по использованию в обучении современных технических средств реабилитации

79

учителя освоили приемы работы со слабовидящими школьниками

4

Проведены семинары-практикумы для учителей

44

Проведено 12 циклов уроков доброты, включающие 4 интерактивных урока

13

семьи целевой группы обучены на трехдневном практикуме «школа лидеров»

0

Изданы и распространены буклеты среди заинтересованных организаций и лиц

Описание мероприятий

Зональное мероприятие по инклюзии в городе Нижний Новгород
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 20.06.2019 – 27.06.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: 20 июня мастер-класс для слабовидящих школьников и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в обычных школах, семинар-практикум для учителей массовых школ 27 июня</p>

Выездное зональное мероприятие по инклюзии в городе Дзержинск Нижегородской области
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 27.03.2019 – 28.03.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: мастер-класс для слабовидящих школьников, семинар-практикум для учителей массовых школ и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в массовых школах</p>

Выездное зональное мероприятие по инклюзии в городах Выкса и Кулебаки Нижегородской области
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 18.04.2019 – 19.04.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: мастер-класс для слабовидящих школьников, семинар-практикум для учителей массовых школ и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в обычных школах. </p>

Выездной обучающий семинар "Школа лидеров" для семей. , воспитывающих детей с ОВЗ по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 23.07.2019 – 26.07.2019

Итог мероприятия

<p>Проведен трехдневный практикум «школа лидеров», в рамках которого 13 семей получили теоретические знания и практические навыки по организации инклюзивного образования и для продвижения своих законных интересов</p>

Проведение циклов уроков доброты
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 11.06.2019 – 31.07.2019

Итог мероприятия

<p>В 11 классах, где обучаются слабовидящие школьники, проведено 44 Урока доброты </p>

Зональное мероприятие по инклюзии в Бутурлино
Запланированные сроки 01.03.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 23.05.2019 – 24.05.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: 23 мая мастер-класс для слабовидящих школьников и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в обычных школах, семинар-практикум для учителей массовых школ 24 мая</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии