http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Ещё раз об инклюзии!
Второй конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.12.2018 – 31.10.2019
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
18-2-015239
Целевые группы:
  1. Основная целевая группа – школьники-инвалиды по зрению, получающие образование инклюзивно в условиях общеобразовательных школ. По нашим данным в области более 100 таких детей, для сравнения в Нижегородской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 учащихся. Многие из них имеют серьезные сопутствующие заболевания (эпилепсия, заболевания сердца и желудка, диабет и др.), вследствие которых дети не могут находиться в условиях интерната. Около половины обучаются на домашнем обучении и фактически лишены возможности полноценного общения со своими сверстниками. Мы планируем вовлечь в деятельность по проекту все нуждающиеся в наших услугах семьи. Единственным критерием отбора является наличие у ребенка инвалидности по зрению. Кроме того, в целевую группу будут включаться дети, имеющие инвалидность по другому заболеванию, у которых реально также есть серьезная патология зрения. Кроме того, участниками проекта станут члены семей школьников с инвалидностью по зрению (более 150 человек), учителя общеобразовательных школ, которые обучают слабовидящих детей (более 60 человек), и учащиеся тех классов, где есть школьники с инвалидностью, в которых предполагается проведение уроков доброты (12 классов).

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. оказана комплексная поддержка не менее 100 школьникам-инвалидам, получающим инклюзивное образование

100 Запланировано
99 Результат
99% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. проведены тренинги по пониманию инвалидности

6 Запланировано
6 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. проведены мастер-классы по использованию в обучении современных технических средств реабилитации

6 Запланировано
6 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. учителя освоили приемы работы со слабовидящими школьниками

60 Запланировано
132 Результат
220% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. проведены семинары-практикумы для учителей

6 Запланировано
6 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. проведено 12 циклов уроков доброты, включающие 4 интерактивных урока

48 Запланировано
48 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. семьи целевой группы обучены на трехдневном практикуме «школа лидеров»

12 Запланировано
13 Результат
108% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. изданы и распространены буклеты среди заинтересованных организаций и лиц

500 Запланировано
500 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. представители из разных регионов рф познакомились с опытом проекта на двухдневном семинаре

200 Запланировано
20 Результат
10% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

На базе НРООРДИЗ «Перспектива» создан ресурсный центр поддержки инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению. Отработана модель комплексной поддержки инклюзивного образования слабовидящих школьников включающая: мероприятия, направленные на облегчение доступности учебного материала для слабовидящих школьников, и на формирование толерантного отношения к детям с особенностями у здоровых сверстников; методическую поддержку учителей, работающих со слабовидящими детьми в общеобразовательных школах; психологическую помощь семье, воспитывающей слабовидящего ребенка, обучающегося инклюзивно. Для всех желающих слабовидящих школьников проведены мастер-классы по использованию современных технических средств для доступности учебных материалов. Для учителей прошли семинары-практикумы, им предоставлены методические материалы. Для родителей осуществлены тренинги «Я родитель «особенного» школьника» и работал телефон доверия. Опробованы инновационные социально значимые технологии: 1) выездные экспедиции, включающие работу с учителями, родителями, слабовидящими школьниками в нескольких соседних районах региона – технология позволила охватить всю территорию Нижегородской области; 2) безвозмездный прокат технических средств реабилитации, позволяющий слабовидящим детям опробовать разные гаджеты, призванные облегчить «школьные трудности», обусловленные низким зрением, и подобрать максимально удобный для себя; 3) творческая мастерская по адаптации учебных материалов для незрячих и слабовидящих школьников – предполагает использование масштабирования, рельефной графики и пр.; 4) «Школа лидеров» - интенсивный обучающий курс для активных семей целевой группы; 5) уроки доброты, направленные на… Опыт проекта отражен в буклете и транслирован в другие регионы на заключительном межрегиональном семинаре.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Осуществленные в рамках проекта мероприятия для учителей, слабовидящих школьников и их родителей оказались чрезвычайно востребованными и получили высокую оценку их участников. Мероприятия изменили в положительную сторону отношение к детям с инвалидностью по зрению, обучающимся в общеобразовательных школах. Обученные учителя и родители выразили свою готовность делиться полученными знаниями и навыками со своими коллегами и другими представителями целевой аудитории. Собранные в проекте кейсы об успешных решениях проблем инклюзивного обучения детей с инвалидностью по зрению помогли всем участникам процесса увидеть дальнейшие перспективы инклюзии слабовидящих и слепых школьников в позитивном свете. Специалисты из других регионов оценили опыт проекта как успешный, актуальный и достойный для дальнейшего тиражирования.

Наличие и характер незапланированных результатов

1. В качестве незапланированного результата проекта можно считать большую активность педагогов общеобразовательных школ, проявивших интерес к семинарам. Предполагалось участие в проекте 60 педагогов, а поучаствовали 132. Такой резонанс по словам педагогов вызван низкой информированностью специалистов образования относительно обучения и воспитания "особенных" детей в условиях общеобразовательной школы.

2. На межрегиональном семинаре в рамках проекта была заявлена тема инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению. Но участники помогли нам расширить эту тему и обсудить перспективы такого обучения для слепоглухих детей. В результате дискуссии были сделаны выводу о том, что для этих детей эффективность предлагаемый модели зависит от степени потери зрения и слуха. При полной потери зрения и слуха инклюзивное обучение таких детей крайне затруднительно.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В ходе проекта предполагалось оказать помощь в приобретении технических средств реабилитации детей целевой группы из семей с низким доходом за счет привлечения средств бизнеса. К сожалению, в течение срока реализации проекта нам не удалось это сделать из-за недостаточной активности общественности. Работа по привлечению ресурсов будет продолжена после завершения грантового финансирования.

Общие выводы по результатам реализации проекта

В результате реализации проекта достигнуты его цели: создан в Нижегородской области ресурсный Центр поддержки инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению и отработаны модель и технологии комплексной поддержки. Опробование предложенной модели комплексной поддержки инклюзивного образования слабовидящих школьников подтвердило ее состоятельность, поскольку она включает разносторонние аспекты поддержки, затрагивающие всех участников процесса инклюзии: школьников с инвалидностью по зрению, их родителей и семейное окружение, их учителей, их сверстников (одноклассников). Проведение шести выездных экспедиций позволило опробовать модель комплексной поддержки и охватить мероприятиями проекта фактически всю территорию региона. Выездные экспедиции – очень удачная технология, позволяющая приблизить услуги к месту проживания целевой аудитории и задействовать ресурсы партнеров - учреждений образования и социальной защиты. Эта технология была транслирована в другие регионы на заключительном семинаре. Также ее можно использовать в других проектах, наполнив экспедиции новым содержанием.

Технологии, примененные в работе с целевыми группами проекта: семинары-практикумы для учителей, тренинги для родителей «Я родитель «особенного» школьника», мастер-классы для школьников по облегчению доступности учебного материала – также показали свою эффективность. Была выявлена большая заинтересованность учителей

О проекте

Проект нацелен на оказание комплексной поддержки школьникам с инвалидностью по зрению, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. В Нижегородской области выявлено более 100 таких школьников, для сравнения в областной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 детей. На базе созданного ресурсного центра предполагается отработать модель и технологии комплексной поддержки. Планируется научить слабовидящих школьников использовать в обучении современные технические средства для компенсации зрительного дефекта, обеспечить их адаптированными учебными пособиями и организовать для них службу проката технических средств; оказать психологическую помощь школьникам и их родителям очно и по телефону доверия; предоставить методическую поддержку учителям массовых школ, обучающих слабовидящих школьников; провести циклы уроков доброты в классах, где учатся такие дети для формирования у здоровых сверстников толерантного отношения к детям с инвалидностью; привлечь ресурсы местного бизнеса для обеспечения слабовидящих детей из малоимущих семей дорогостоящими техническими средствами реабилитации. Этими мероприятиями будет охвачена вся территория Нижегородской области и все выявленные семьи посредством проведения шести зональных выездных «экспедиций». Программа экспедиции предусматривает: тренинг для родителей и школьников по пониманию инвалидности, мастер-класс для школьников по использованию современных технических средств, семинар-практикум для учителей, индивидуальные консультации по подбору оптимальных технических средств и психологическим вопросам. Предполагается обучить не менее 60 учителей; провести циклы уроков доброты в 12 классах. Для выпуска адаптированных учебных пособий планируется организовать творческую волонтерскую мастерскую, где будут работать предварительно обученные волонтеры.

Важным мероприятием проекта станет трехдневный обучающий практикум «школа лидеров». Двенадцать семей целевой группы (по 2 семьи из каждой зоны) пройдут курс обучения, чтобы потом сплотить вокруг себя семьи целевой группы своей зоны для продвижения и защиты законных интересов. Опыт проекта (модель и технологии комплексной поддержки) будет обобщен в буклете, распространенном среди заинтересованных организаций из других регионов. Предполагается трансляция опыта проекта 20 представителям других регионов в рамках итогового двухдневного межрегионального семинара «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». Организация комплексной поддержки детей-инвалидов по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах, с учетом всех выше изложенных аспектов, является необходимым условием для того, чтобы их инклюзивное образование стало действительно успешным.

Проект предполагается реализовать в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, которое окажет информационную и организационную поддержку, в том числе при организации 6 семинаров-практикумов для учителей

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии