Этап 1
Срок реализации: 01.12.2017 – 30.04.2018О проекте
- сотрудники (менеджеры) НКО, функционирующих на территории РФ
- сотрудники органов власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений регионов РФ
Государство и бизнес предъявляют к НКО требования как к игроку сектора экономики: ждут стабильности в работе, оказании соц.услуг, выделяя на это целевое финанс-е. НКО демонстрируют владение лучшими соцтехнологиями и практиками и, с внедрением бизнес-подхода в межсекторном сотрудничестве, на 1й план вышла проблема управления процессами, проектами и самой НКО. Для её решения будет реализована программа обучения базовым управленч. навыкам (БУН) и развития личн. эффективности руководителей НКО (глав подразделений, директоров), вкл-я муниц. и гос.учреждения соцсферы «Школа руководителя НКО». Применение БУН на практике позволит руководителям выстроить более эффективную систему управления НКО, программами и проектами; более эффективно управлять командой, что опосредованно приведёт к повышению устойчивости НКО в целом. В программе:
- Дистанц. курса (открыт для всех заинтересованных сотрудников НКО, предполагаем уч-е до 300 чел): 4 вебинара (ведут pro bono бизнес-тренеры), 5 эл. курсов, тестирования
- Очного обучения (конкурсный отбор 7 групп по 20 чел в 7 фед. округах (140 менеджеров НКО): смешанный подход к занятиям (тренинг, вебинар, самост. работа, тестирования), использование технологии «обучение через опыт». Ведут занятия проф. бизнес-тренеры в соведении с тренерами из НКО, осн. часть бизнес-тренеров - pro bono
Уч-ки программы обучатся по единому стандарту и станут инициаторами (агентами) качественных изм-й в секторе, формируя управленч. культуру и ролевую модель для руководителей др. НКО
Для повыш. устойчивости результатов проекта будет подготовлена команда тренеров из регионов.
Программа разработана АНО «Девелопмент-групп», имеющей опыт разработки и реализации программ обучения и развития с 2003г. Пилот проекта реализован в 2014-16 гг (при поддержке Минэкономразвития РФ): проведено 110 обуч-х меропр. разл. форматов, в осн. коротких (2-4 ч), для 2811 сотрудников из 1048 НКО. По результатам оценки пилота выработаны рекомендации по улучшению программы (уч-е в очн. тренингах в сочетании с межмодульной активностью позволяет наиб. эффективно формировать навыки и приводит к более качеств. и устойч. изм-ям в деят-ти НКО)
Предусмотрено дальнейшее распространение модели управленч. компетенций для руководителей НКО и способов их развития, в т.ч. через работу обученных региональных тренеров из НКО, интеграцию в программы возможностей образоват. онлайн-площадки на сайте проекта для консультац. поддержки и повышения доступности знаний для сотр-ков НКО всех регионов РФ
В рамках подготовительного этапа были определены ключевые информационные и организационные партнёры, сформирована рабочая группа проекта, утверждены планы реализации проекта и ключевые документы и положения по проекту.
В декабре 2017 – январе 2018 года из 30 заявок на участие в проекте в качестве тренера были отобраны 20 человек, в т.ч. региональные эксперты из 7 федеральных округов, которые получили возможность развить компетенции тренера, чтобы на качественно новом уровне развивать третий сектор в своей территории. Основными критериями при отборе тренеров являлись: не менее чем 5-летний управленческий опыт и не менее чем 3-летний опыт работы с группой от 15 человек в интерактивном формате. Для подготовки единой программы обучения и обучения региональных экспертов 01-04 февраля 2018 года и 09-11 февраля 2018 года были проведены тренинги для тренеров, по итогам которых был разработан контент программы обучения и были проведены методические сессии. С тренерами были заключены волонтёрские соглашения с обязательствами организаторов по компенсации проезда и проживания к месту проведения тренингов для живущих не в Москве и с обязательствами со стороны тренеров по отработке не менее 36 pro bono часов в рамках проекта.
С 17 января по 05 февраля проводился сбор заявок на очно-заочную программу «Школы руководителя НКО», за этот период поступило более 430 заявок от руководителей более 400 некоммерческих организаций различного звена из 110 городов России. Средний конкурс составил 3 человека на место, самый высокий - в Москве, 5 человек на место. Каждая заявка рассматривалась не менее чем тремя экспертами, в т.ч. тренерами и кураторами проекта. Основными критериями при оценке заявок являлись: гражданство РФ, руководящая позиция в зарегистрированной некоммерческой организации в Российской Федерации, с опытом управления командой не менее 2 лет, наличие обоснованной мотивации на прохождение программы обучения и развития, подтверждённая в онлайн-анкете и видеопрезентации, готовность посещать очные тренинговые интенсивы и проходить заочное обучение в электронном формате.
По результатам конкурсного отбора 154 менеджера некоммерческих организаций из 65 городов России зачислены в группы и распределены в 8 групп по 7 опорным городам (в связи с высоким уровнем запроса на обучение в Москве, было принято решение об открытии восьмой группы (второй московской) при условии сохранения общего бюджета проекта). С участниками были заключены соглашения об участии в программе обучения.
В рамках очного тренинга «Эффективное управление организацией» (модуль 1) участники исследовали феномен организации, основные принципы организационного развития и изучили основные инструменты реализации функций менеджмента в соответствии с моделью управленческого цикла. По итогам очного тренинга участники проходили дистанционную программу, которая включала в себя два письменных домашних задания (подготовка индивидуального плана развития, оценка стадии и цикла развития собственной некоммерческой организации и описание мер по её развитию), прохождение 3 электронных курсов (основы менеджмента, основы управления проектами, индивидуальный план развития), чтение рекомендованной литературы, прохождение онлайн-теста. Всего в первом модуле программы приняли участие 153 менеджера некоммерческих организаций из 65 городов и посёлков России. По итогам проведения очных тренингов была собрана обратная связь от участников, средняя оценка тренинга составила 4,54 балла (из 5). В целом, большинством участников высоко оценивается уровень подготовки тренеров, качество и полезность программы:
"Я была рада попасть в Школу руководителя НКО. Мы часто стесняемся задать важный вопрос коллегам, боимся выглядеть некомпетентными. И гораздо проще все это делать в процессе обучения, где ответ на любой глупый вопрос является ступенькой для продвижения вперёд. Школа знакомит с лучшими практиками управления, дает возможность посмотреть на себя со стороны и обогатиться успешным опытом коллег", - Журкина Алания, Москва, АНО центр культурных, социальных и благотворительных проектов "Дом друзей"
"Обучение в Школе руководителя НКО это что-то новое для меня – формат, подход. Никогда раньше мне не было так интересно выполнять домашнее задание, чувствовала, что это надо именно мне. Хочется отметить подборку литературы для самостоятельного прочтения, а интенсив в рамках первого модуля "Школа руководителя НКО" был просто на высоте", - Лоза Татьяна, Новосибирск, МБУ Центр социальной помощи "Заря"
"Школа руководителя НКО для меня сейчас, как глоток свежего воздуха, учитывая, что для НКО практически нет никаких обучающих программ в моем регионе. Знания, полученные в 1 модуле, очень актуальные и полезные. Ну и "упаковка" всей школы на высшем уровне - есть чему поучиться. Я очень рад, что прохожу обучение. Надеюсь, что мои новые знания принесут много пользы РСМ и молодежи нашей области", - Лавров Анатолий, Иркутск, ИОК ООО "Российский Союз Молодежи"
Основными пожеланиями для улучшения очных тренингов были: создание дополнительных возможностей для общения участников, организация питания (обеды вместо кофе-брейков), выбор более просторных помещений для проведения тренинга. Все эти рекомендации будут учитываться при работе в рамках второго и третьего модулей.
Участникам, не прошедшим конкурсный отбор на очно-заочную программу, было предложено пройти обучение в рамках заочной программы «Школы руководителя НКО». В феврале-марте был проведён набор участников на заочную программу. В рамках первого этапа была запущена работа электронной образовательной онлайн-площадке на базе сайта http://pronko.d-group.ru/ для участников дистанционной и очно-заочной программы обучения (всего более 500 пользователей). На данный момент в связи с техническими особенностями работы платформы (при единовременном обращении большого количества участников к платформе появляются ошибки в работе) ведутся работы по повышению эффективности работы платформы. При этом участникам доступны все необходимые материалы для обучения в рамках первого модуля программы «Эффективное управление организацией».
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку
Количество тренеров, принявших участие в программе, в т.ч. pro bono
Количество федеральных округов, охваченных очными мероприятиями программы
Количество уникальных публикаций в СМИ и в социальных медиа, всего не менее
Количество репостов и републикаций в социальных медиа и в СМИ , всего не менее
Количество часов pro bono консультаций и тренингов
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Была проведена кампания по приглашению тренеров для участия в проекте. На основе критериев отбора (не менее чем 5-летний управленческий опыт и не менее чем 3-летний опыт работы с группой от 15 человек в интерактивном формате) из 30 заявок на участие в проекте в качестве тренера были отобраны 20 человек, в т.ч. региональные эксперты из 7 федеральных округов. С тренерами заключены волонтёрские соглашения. </p>
Итог мероприятия
<p>Проведено 7 тренинговых дней и одна дополнительная методическая сессия для тренеров проекта (вместо запланированных 4 тренинговых дней) в связи со сложностью синхронизации календарей тренеров, при этом с сохранением бюджета на проведение мероприятия. Тренеры проекта получили единый стандарт обучающих мероприятий в рамках проекта, информацию об ожиданиях участников проекта и инструменты для работы с ними. Сформирован план супервизии тренингов в рамках проекта. </p>
Итог мероприятия
<p>В опорных городах выбраны площадки для проведения очных мероприятий, отвечающие техническим требованиям. Получено более 430 заявок на участие в программе, на основании критериев отобрано 160 участника, с участниками заключены соглашения. Остальным было предложено пройти дистанционную программу. Набраны 8 групп для обучения в 7 опорных городах (в связи с высоким конкурсом в Москве). Проведены 2-дневные тренинговые интенсивы по модулю 1 "Эффективное управление организацией". Собрана обратная связь участников, участникам выдан план межмодульной активности (прохождение электронных курсов, чтение литературы, выполнение домашних заданий). По итогам прохождения модуля участники прошли онлайн-тестирование (средний уровень прохождения 8 баллов из 10)</p>