Этап 2
Срок реализации: 01.11.2019 – 31.03.2020О проекте
- Дети-сироты, находящиеся в конфликте с законом;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- дети, совершившие административные и статусные нарушения;
- воспитанники школы-интерната для детей с девиантным поведением;
- студенты организаций среднего профессионального образования, совершившие правонарушения или находящиеся в группе риска;
- дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
- безнадзорные дети и дети с риском безнадзорности
Среди задач, порожденных детским неблагополучием, особенно значима профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация, адаптация и интеграция детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами.
Системный проект «Наставники: не рядом, а вместе!», инициированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», с 2017 позволил выявить эффективные социально-педагогические механизмы решения указанных задач:
- появление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;
- развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;
- помощь наставника в организации регулярной образовательной деятельности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;
- расширение опыта социально-одобряемого поведения и социальных связей в месте проживания.
На данном этапе на основе имеющегося опыта актуальны:
- разработка педагогически обоснованных методических рекомендаций по реализации групповых и индивидуальных программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом;
- системное вовлечение детей, находящихся в группах риска и в конфликте с законом, в программы наставничества;
- разработка тиражируемых материалов тематической «Школы тьютора и наставника».
В связи с этим, Фонду президентских грантов предложен к поддержке данный проект «РеСтарт», направленный на создание межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.
Будет организована деятельность 8 ресурсных межрегиональных центров, решающих задачи:
1. Адаптация и разработка методик наставничества: суммарно не менее трех методик по избранной тематике ресурсного центра.
2. Адаптация материалов и проведение на своей территории не менее двух сессий тематической «Школы тьютора и наставника».
3. Реализация и оценка программ наставничества, 40-60 детей в каждом центре охвачены индивидуальным и/или групповым наставничеством в период деятельности проекта.
4. Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. цикл открытых вебинаров осенью 2020 года.
АНО «Мое будущее» осуществляются: общее руководство, методическая помощь и консультирование; предоставление методических материалов для изучения, использования и адаптации; организация экспертизы адаптированных и разработанных методических материалов до начала их внедрения; поддержание общей информационно-методической базы проекта и др.
Проект совмещает решение методических и просветительских задач и создание действующих пар «наставник-наставляемый», впервые столь масштабно для российских детей, находящихся в группе риска и в конфликте с законом
Здравствуйте!
Мы всей командой оформляли официальные итоги второго этапа гранта "РеСтарт", завершенного 31 марта. Перечитывали региональные отчеты, пересматривали видеозаписи и фотографии, сотни документов, публикации, статистику вебзала. Генерировали "сквозную" аналитику по ключевым параметрам результативности.
И я могу констатировать, что этап реализован в срок и в полном объеме, несмотря на ограничительные мероприятия, связанные с зимним периодом, а затем непосредственно с распространением COVID-19. Более того, в рамках периода стартовала работа еще одного регионального ресурсного центра наставничества «РеСтарт» (Р.Хакасия), разделившего обязательства и финансирование с центром Калужской области.
Удалось решить следующие задачи:
1. Подготовка нового набора методик индивидуального и группового добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.
Результат: Подготовлены 16 методик индивидуального и группового добровольческого наставничества. Пройдены необходимые консультации. Проведена взаимная письменная экспертиза материалов, по 2 экспертизы для каждого методического комплекта.
2. Подготовка и проведение новых региональных сессий «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом» по избранному контингенту детей (теме работы ресурсного центра).
Результат: Подготовлены и проведены 16 сессий. Видеоприглашения на региональные "Школы" размещены в открытом доступе: https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNLOZzCoTuc6mVEZWdqyeOoJ
Особенности региональных школ (восхититься хочется каждой!):
1) РСО-Алания. Данная «Школа» организована в уникальном полипозиционном формате, с участием представителей всех групп участников программ наставничества: от организаторов до самих наставляемых. Вторая особенность «Школы…» состоит в охвате нескольких удаленных друг от друга площадок при организации занятий, что обеспечивает эффективность работы ресурсного центра «РеСтарт» в качестве республиканского:
21 января, - ГБСУВПОУ «Специальное профессиональное училище открытого типа» (спец ПУ), Пригородный р-н, с. Михайловское, ул. Студенческая, 1;
29 января – ГАПОУ СКАТК, г.Ардон, ул. Хоранова, д.2.
11 – 12 марта 2020 года - ГБПОУ «Профессиональное училище No 3» (г. Владикавказ, ул. Ватутина , 118).
Расчетный объем «Школы»: 24 ауд.ч.
2) Р.Хакасия. Данная «Школа» организована в синтезе местного опыта и идей проекта «РеСтарт» с учетом теоретических и практических аспектов наставничества с привлечением заинтересованных наставников, тьюторов, кураторов, координаторов социальных программ наставничества. Расчетный объем «Школы»: 24 ауд.ч.
3) Амурская обл. Уникальность подхода состоит в организации отдельной сессии для подготовки наставников-подростков, задействованных в наставничестве по модели «Ребенок – Ребенку». Общий объем «Школы» 24 ауд.ч.
4) Иркутская обл. Уникальность подхода – в реализации дистанционного формата «Школы» для партнеров из нескольких образовательных организаций, которые не могли участвовать в очных встречах по причине ограничительных мер.
5) Калининградская область. Данная «Школа» организована в уникальном полипозиционном формате, с участием представителей всех групп участников программ наставничества: от организаторов до самих наставляемых. Расчетный объем «Школы»: 24 ауд.ч.
6) Москва и Московская область. Уникальность подхода – в совмещении подготовки наставников с практикой индивидуального наставничества в помощь воспитанникам Можайской воспитательной колонии. Привлечение к программам наставничества выпускников «Серебряного университета» МГПУ. С 6 марта «Школа» перешла в дистанционный режим. Расширенный объем «Школы» - от 36 ауд.ч.
7) Новгородская область. Данная «Школа» организована с учетом теоретических и практических аспектов наставничества с привлечением заинтересованных наставников, тьюторов, кураторов, координаторов социальных программ наставничества. Вторая особенность «Школы…» состоит в охвате нескольких удаленных друг от друга площадок при организации занятий, что обеспечивает эффективность работы ресурсного центра «РеСтарт» в качестве областного:
21, 26, 27 февраля - п. Демянск, ул. Сосновского д.21, ОАУСО «Демянский комплексный центр социального обслуживания населения»
25 февраля – г. Малая Вишера, ул. Революции д. 29, ОАУСО «Маловишерский КЦСО»
27 февраля - - г. Старая Русса, ул. Гостинодворская, д.4/18, ОАУСО «Старорусский КЦСО».
Расчетный объем «Школы»: 24 ауд.ч.
8) Ярославская область. Данная «Школа» организована в уникальном полипозиционном формате, с участием представителей всех групп участников программ наставничества: от организаторов до самих наставляемых, причем это были и дети младшего школьного возраста. Расчетный объем «Школы»: 24 ауд.ч.
Конечно, мы не только готовили методики и наставников.
Важнейшей стала организация первого цикла индивидуального и группового добровольческого наставничества юных правонарушителей и детей группы риска.
В рамках отчетного этапа эта задача не реализована полностью, т.к. календарно ее завершение привязано к окончанию учебного года.
Однако, мы уже гордимся тем, что благодаря проекту в 9 субъектах РФ организовано наставничество на основе моделей "Взрослый - Ребенок", "Взрослый - Группа детей", "Ребенок - Ребенок".
Индивидуальным наставничеством охвачено 152 ребенка, причем целевой показатель превышен на 42%.
Групповое наставничество тоже идет успешно по разным методикам и охватывает еще больше ребят.
В проекте обеспечено управленческое и методическое сопровождение регионов через консультации, вебинары, образцы документов.
Огромное внимание мы уделяем обмену опытом, проработке сложных вопросов.
Форум для обсуждения сложных кейсов работает для всех регионов, не только участников проекта: https://worldtutors.ru/forum
В региональных центрах разработана методология мониторинга и оценки результатов программ, ведется текущий мониторинг (см., например, https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNI_tp1tzD-67BByPNTze-ZS ).
Также мы начали «тренировки» по переходу к осеннему этапу популяризации проекта. Так, мы открыли свои вебинары для вольнослушателей из регионов, не являющихся участниками проекта, а это несколько сотен человек. Регулярно привлекаем региональные команды «РеСтарт» к публичным выступлениям, сочетая поиск научных оснований своей работы со скурпулезным исследованием практики.
По итогам работы вышли 20 публикаций в СМИ и на официальных сайтах РОИВ.
Опубликованы сотни статей и постов более низких статусов, в т.ч. 124 из них на общей площадке https://www.facebook.com/nastavnikvmeste/
Благодарю за внимание!
Руководитель проекта, Мария Чередилина
количество функционирующих региональных центров – участников межрегиональной сети добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
количество адаптированных и разработанных (суммарно) методик индивидуального и группового наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом, не менее
количество региональных сессий «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», не менее
Число наставляемых, включенных в индивидуальное наставничество
Число вебинаров с методическим сопровождением для ресурсных центров
Число проведенных взаимных письменных экспертиз
Число публикаций в СМИ и на сайтах органов власти
Публикации в общей группе проекта «РеСтарт» на Фейсбук
Число подключений на вебинарах-консультациях проекта
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Подготовлены и проведены новые региональные сессии «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом» по избранному контингенту детей (теме работы ресурсного центра). Видеоприглашения на "Школы": https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNLOZzCoTuc6mVEZWdqyeOoJ</p>
Итог мероприятия
<p>Подготовлены 16 методик индивидуального и группового добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом. Пройдены необходимые консультации. Проведена взаимная письменная экспертиза материалов. </p>
Итог мероприятия
<p>В 9 субъектах РФ организовано наставничество на основе моделей "Взрослый - Ребенок", "Взрослый - Группа детей", "Ребенок - Ребенок" в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом. В региональных центрах разработана методология мониторинга и оценки результатов программ, ведется текущий мониторинг (см., например, https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNI_tp1tzD-67BByPNTze-ZS ). Обеспечено управленческое и методическое сопровождение проектов через консультации, вебинары, образцы документов (например: https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNIQ3YDoZ84cYTBpMhhHxkPN). Мероприятие будет завершено 15.06.2020 г. </p>