http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"РеСтарт". Программа по созданию межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
Первый конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-1-003469
Целевые группы:
  1. Дети-сироты, находящиеся в конфликте с законом;
  2. дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. дети, совершившие административные и статусные нарушения;
  4. воспитанники школы-интерната для детей с девиантным поведением;
  5. студенты организаций среднего профессионального образования, совершившие правонарушения или находящиеся в группе риска;
  6. дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
  7. безнадзорные дети и дети с риском безнадзорности

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

1000 Запланировано
2531 Результат
253% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

645 Запланировано
1330 Результат
206% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество функционирующих региональных центров – участников межрегиональной сети добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом

8 Запланировано
9 Результат
113% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество адаптированных и разработанных (суммарно) методик индивидуального и группового наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом, не менее

24 Запланировано
24 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество региональных сессий «школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», не менее

16 Запланировано
16 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество детей – участников программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом, не менее

430 Запланировано
477 Результат
111% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. количество участников «школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», не менее

215 Запланировано
859 Результат
400% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. число субъектов рф, представители которых охвачены мероприятиями проекта, не менее

55 Запланировано
69 Результат
125% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. число оригинальных публикаций о ходе проекта, включая текстовый, графический и видеоформат, не менее

160 Запланировано
399 Результат
249% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

1) Организация на качественно новом методическом и организационном уровне более широкой практики наставничества детей групп риска и находящихся в конфликте с законом. 2) Позитивное восприятие идей подобного наставничества различными категориями участников (наставляемые, наставники, тьюторы, координаторы) и партнеров (родители, образовательные организации, бизнес-сообщества и т.д.). 3) Принятие ответственности за подобную деятельность различными субъектами социального пространства (институтами гражданского общества). 4) Создание тиражируемой нормативно-организационной модели для запуска и поддержания деятельности тематических ресурсных центров добровольческого наставничества. 5) Cнижение числа правонарушений несовершеннолетних участников программ наставничества из групп риска; предупреждение безнадзорности, низкой учебной успеваемости и иных факторов риска; более успешная социальная интеграция детей, уже переступивших черту закона (наличие жизненных целей, отсутствие повторных правонарушений, трудоустройство и др.). 6) Формирование сообщества проекта, фактическое продление деятельности методами проекта после его официального окончания.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Цель проекта "формирование устойчивой инфраструктуры (методической, компетентностной, информационной, нормативной, событийной) для организации и поддержки системного и эффективного добровольного социального наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом" достигнута.

Задачи проекта реализованы.

Мы наблюдаем:

1. значимый переход участников от ознакомления с планом проекта и создания нормативных условий деятельности тематических центров к практической и просветительской деятельности в новом статусе (получены 9 публичных отчетов, одно из мест размещения: https://моебудущее.рф/restart);

2. проявление участниками авторской позиции при разработке материалов и мероприятий проекта;

3. прохождение некоторыми участниками стажировки в качестве преподавателя по тематике проекта, по приглашению ответственного грантополучателя АНО "Мое будущее" (М.Б. Гагина, Т.В. Икаева, М.Н. Камкина);

4. формирование расширенных региональных и межрегиональных команд и благоприятное окружение вокруг проекта (подтверждается составом площадок проекта, выступлениям, благодарственными письмами и отзывами);

5. заинтересованность субъектов РФ и муниципалитетов в сотрудничестве (благодарственные письма, совместные мероприятия).

Проект характеризуется результативностью подходов и методик, что подтверждается:

1) высокой долей наставляемых, завершивших программы;

2) высокой положительной оценкой участниками полученных знаний, умений, результатов.

Проект создал возможности для усиления и распространения результатов:

1) через масштабирование деятельности - организацию региональных сессий «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом» и сопровождение ресурсными центрами нескольких площадок;

2) через формирование документа «Тиражируемая нормативно-организационная модель для запуска и поддержания деятельности ресурсных центров добровольческого наставничества по теме гранта», с приложениями : https://моебудущее.рф/restart

3) через просветительскую деятельность подготовленных представителей ресурсных центров, которые выезжают в командировки и проводят вебинары не только внутри своего субъекта РФ, но и за его пределы, проводят семинары, делятся опытом;

4) через сохранение и размещение видео- и текстовых материалов, публикации в социальных сетях и СМИ.

По определению Института общественно-гражданской экспертизы,

социальный эффект – это конкретный общественный и социально значимый результат, ожидаемый от реализации проекта, а также фиксация и учет поведенческого отклика целевой группы, общества в целом.

Зафиксированы конкретные результаты:

1) 2531 участника из 69 субъектов РФ;

2) 477 наставляемых;

3) достоверно выполнено 399 оригинальных публикации о проекте в социальных сетях, СМИ, на сайтах базовых организаций; отдельно выполнялись публикации в субъектах РФ и муниципалитетах, публикации амбассадорами проекта, также складывается видеотека проекта - записи вебинаров и телевизионные сюжеты;

4) представители трех центров "РеСтарт" сертифицированы в качестве преподавателей АНО "Мое будущее";

5) сформированы методические пакеты, описание тиражируемой модели, публичные отчеты центров, программа открытого онлайн-марафона.

6) о проекте проинформированы РОИВ всех субъектов РФ по направлениям "образование" и "социальная поддержка", получен положительный отклик в виде ответных писем, числа зарегистрированных электронных адресов участников онлайн-марафона 6062, подключений в том числе групповых 4402.

Поведенческий отклик участников:

1) посещение онлайн- и очных занятий, выполнение плана проекта;

2) значимый переход участников от ознакомления с планом проекта к практической и просветительской деятельности в новом статусе;

3) формирование территориальных команд и благоприятного окружения вокруг них (тьюторы, наставники, кураторы, общественность, представители власти);

4) разработка и реализация собственных инициатив;

5) расширение форматов общения и сотрудничества внутри проекта (дополнительные встречи, общий чат вацап и др.);

6) положительный фон общения, взаимопомощь, обмен опытом;

7) заинтересованность субъектов РФ и муниципалитетов в сотрудничестве (благодарственные письма, совместные мероприятия);

8) просветительская деятельность, в т.ч. за пределами своего субъекта РФ,;

9) регулярное создание участниками собственного контента, публикации в социальных сетях и СМИ.

Наличие и характер незапланированных результатов

1. Формирование сообщества проекта, фактическое продление деятельности методами проекта после его официального окончания.

2. Прохождение некоторыми участниками стажировки в качестве преподавателя по тематике проекта, по приглашению ответственного грантополучателя АНО "Мое будущее" (М.Б. Гагина, Т.В. Икаева, М.Н. Камкина).

3. Активное взаимодействие с командами других социальных наставнических проектов в своей территории, в т.ч. реализуемыми при поддержке Фонда президентских грантов, например, "Наши голоса" (Москва и Московская область, Р. Хакасия, Новгородская, Ярославская область), "Мой первый дом. Старт в будущее" (Иркутская область), иные (Калужская область), взаимообогащение методиками.

4. Выделение школ наставника и тьютора в самостоятельный проект, который получил признание в качестве лидерского проекта Агентства стратегических инициатив в номинации "100 лидеров образования" на 2020-2021 уч.г.

5. Размещение паспортов наставнических методик в открытый доступ в приложении NewMentor.

6. Востребованность ресурсных центров "РеСтарт" как центров компетенций по организации социально-образовательного наставничества детей других категорий (не только в конфликте с законом и группы риска), например, с ограниченными возможностями здоровья.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Грант реализован качественно согласно плану с превышением большинства отчетных показателей, за исключением расчетного числа привлеченных наставников, не входившего непосредственно в отчетные показатели, но фигурировавшего в заявке. С учетом всех обстоятельств, мы хотели бы отметить возможные "точки роста" подобной работы: 1. При работе с наставляемыми в конфликте с законом и группы риска усилить наставническую работу с их семьями. 2. При выходе наставляемых из закрытых учреждений (интернаты для детей с девиантным поведением, детские колонии) организовывать наставничество по месту дальнейшего пребывания. 3. Расширять партнерства по привлечению наставников, делать престижным наставничество в данной сфере, несмотря на то, что она является стигматизированной в глазах многих граждан. 4. Отслеживать судьбы выпускников программ наставничества, оказывая своевременную помощь. 5. Развернуть политическую кампанию в поддержку системных мер по ресоциализации молодых правонарушителей, в т.ч. освободившихся из мест лишения свободы. 6. Развивать формы смешанного взаимодействия с закрытыми учреждениями - приезды гостей, выезды воспитанников и онлайн-взаимодействие. П. №№1-4, 6 были реализованы в практической работе по гранту частично.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Россия уверенно взяла курс на развитие ресурсных центров добровольчества (см.. например: Модель развития ресурсных центров поддержки добровольчества. В субъектах российской федерации: Лучшие практики организации деятельности ресурсных центров. Часть 2. Москва, 2018 г. 86 стр. Режим доступа: https://depos.admhmao.ru/upload/iblock/7fe/Model-razvitiya-RTS-ch.2.pdf). В 2019-2020 годах при поддержке Фонда президентских грантов мы реализовали проект создания ресурсных центров в целях развития наставничества школьников и студентов, которые находятся в конфликте с законом или в группе риска. Созданы 9 центров для 10 субъектов РФ: Р.Северная Осетия – Алания, Республика Хакасия, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Новгородская, Ярославская области, г.Москва и Московская область.

Мы определи, что ресурсный центр «РеСтарт» осуществляет следующие основные функции:

1. Обеспечение методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки лиц и организаций, работающих со школьниками (студентами), с использованием современных технологий, на основе актуального, обобщенного и систематизированного опыта по сопровождению детей и молодежи.

2. Обеспечение условий для проведения подготовки и стажировки наставников, руководящих работников, специалистов системы образования, социальной защиты и здравоохранения, различных категорий социально-педагогических работников по использованию в практике работы со школьниками (студентами) современных диагностических и наставнических методик, по созданию индивидуальных воспитательных программ, по эффективным методам оказания помощи детям и их семьям.

3. Обеспечение условий для осуществления педагогической и социальной помощи детям избранных категорий и их семьям.

4. Обеспечение условий для реализации прав ребенка.

5. Обеспечение условий для повышения родительской компетентности в решении возрастных задач развития, воспитания и социальной адаптации детей избранных категорий.

6. Обеспечение условий для ведения информационно-аналитической, статистической деятельности по оказанию комплексной помощи детям избранных категорий.

7. Проведение тематических мониторингов по вопросам социально-педагогического сопровождения детей избранных категорий.

8. Техническое, методическое и организационное содействие организациям, осуществляющих сопровождение детей избранных категорий, семьям детей, организациям в получении научно-методических, информационно-аналитических и программных ресурсов.

9. Участие в организации и проведении семинаров, конференций и других мероприятий по вопросам социально-образовательного наставничества.

10. Проведение научно-исследовательских и апробационных работ по проблеме социально-педагогического сопровождения, наставничества.

Для обеспечения устойчивой работы такого ресурсного центра необходима работа, включающая пять аспектов:

1. нормативный,

2. компетентностный,

3. методический,

4. событийный,

5. информационный.

С правовой точки зрения, ресурсный центр может создаваться как отдельное юридическое лицо или подразделение действующей организации. Нам пришлось искать решение на тот случай, когда таких возможностей нет.

Мы организовали работу проектных групп внутри избранных базовых организаций. Приказом руководителя утверждалось создание проектной группы с необходимым названием (проектная группа «Ресурсный центр…»).

Рекомендуем определить и закрепить документально направленность работы центра (какие именно категории детей являются целевыми для организации наставничества, какие именно проблемы решаются).

Центры с разной специализацией составляют территориальную сеть.

Ресурсный центр должен быть обеспечен специалистами по организации программ наставничества и специалистами по их сопровождению.

После того как проведена оценка и самооценка компетенций специалистов центра, формируется план развития этих компетенций.

Методическая работа центра предполагает адаптацию имеющихся методических материалов и разработку новых. Используйте признанные источники, франшизы, проекты. Закрепляйте свое авторство.

Ядром методической разработки является паспорт программы наставничества, он содержит описание цели, актуальности, профиля наставляемого и наставника, процедур подготовки участников, процедур оценки программы.

Опыт показал, что ресурсный центр должен иметь возможность обеспечить вариативность и разнообразие программ наставничества для выбора подростками согласно их интересам и потребностям, за счет собственных или партнерских предложений. Наставляемый, в случае заинтересованности, может проходить различные наставнические программы поочередно или одновременно.

События ресурсного центра соответствуют его функциям и должны максимально освещаться в публичном пространстве, чтобы повышать привлекательность наставничества в глазах наставников, наставляемых, законных представителей наставляемых, общественности.

Запись «Особенности организации ресурсного центра "РеСтарт": нормативные акты, направления работы, кадровое обеспечение»: https://youtu.be/3C7EQssgfcI

О проекте

Среди задач, порожденных детским неблагополучием, особенно значима профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация, адаптация и интеграция детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами.

Системный проект «Наставники: не рядом, а вместе!», инициированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», с 2017 позволил выявить эффективные социально-педагогические механизмы решения указанных задач:

- появление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;

- развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;

- помощь наставника в организации регулярной образовательной деятельности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;

- расширение опыта социально-одобряемого поведения и социальных связей в месте проживания.

На данном этапе на основе имеющегося опыта актуальны:

- разработка педагогически обоснованных методических рекомендаций по реализации групповых и индивидуальных программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом;

- системное вовлечение детей, находящихся в группах риска и в конфликте с законом, в программы наставничества;

- разработка тиражируемых материалов тематической «Школы тьютора и наставника».

В связи с этим, Фонду президентских грантов предложен к поддержке данный проект «РеСтарт», направленный на создание межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.

Будет организована деятельность 8 ресурсных межрегиональных центров, решающих задачи:

1. Адаптация и разработка методик наставничества: суммарно не менее трех методик по избранной тематике ресурсного центра.

2. Адаптация материалов и проведение на своей территории не менее двух сессий тематической «Школы тьютора и наставника».

3. Реализация и оценка программ наставничества, 40-60 детей в каждом центре охвачены индивидуальным и/или групповым наставничеством в период деятельности проекта.

4. Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. цикл открытых вебинаров осенью 2020 года.

АНО «Мое будущее» осуществляются: общее руководство, методическая помощь и консультирование; предоставление методических материалов для изучения, использования и адаптации; организация экспертизы адаптированных и разработанных методических материалов до начала их внедрения; поддержание общей информационно-методической базы проекта и др.

Проект совмещает решение методических и просветительских задач и создание действующих пар «наставник-наставляемый», впервые столь масштабно для российских детей, находящихся в группе риска и в конфликте с законом

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии