http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Социальная адаптация подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития
Первый конкурс 2018

Этап 1

Срок реализации: 01.10.2018 – 28.02.2019

Этап 1

Срок реализации: 01.10.2018 – 28.02.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.10.2018 – 30.11.2019
Регион
Москва
Номер проекта
18-1-001274
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья

Проект представляет собой серию последовательных групповых занятий, продолжительность проекта - от 3 до 6 часов в день. Группы формируются из подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития разной степени тяжести. Возраст участников - от 14 лет.

Групповые занятия являются социальной средой для подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития. Групповые занятия могут иметь социально-бытовую направленность (чаепитие, обед, уборка), могут иметь развивающее значение (творческие мастерские, логопедические тренинги, фольклорные игровые группы).

Групповые занятия проводят квалифицированные специалисты.

Сопровождение подростков может осуществляться в формате "1 к 1" (один сопровождающий на одного подростка), "1 к 2" (один сопровождающий на двоих подростков). Задача сопровождающего - регулировать поведение подростка и снижать степень поддержки (снижать количество подсказок), повышать уровень самостоятельности в выполнении бытовых действий и при взаимодействии с другими участниками группы.

В результате посещения проекта подростки и взрослые люди с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития приобретают опыт социально-приемлемого взаимодействия в группе. Подростки не имеющие опыта нахождения в группе могут научиться соблюдать очерёдность, ожидать в паузах, следовать общему расписанию, овладеть навыками коммуникации в бытовых ситуациях, снижается частота проявления агрессивного поведения. Уделяется внимание наработке таких социально-бытовых навыков как приветствие, прощание, нахождение за общим обеденным столом, умение готовить, убираться, сходить в магазин. При работе с подростками и взрослыми людьми с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития, имеющими значительный опыт нахождения в группе ведётся работа над развитием произвольной деятельности в типовых бытовых ситуациях, самостоятельным следованием правилам и расписанию группы, оказанием помощи другим участникам группы.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

В рамках реализации Проекта «Социальная адаптация подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития» специалистами Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» были проведены следующие этапы работ:

1. Подготовительный этап: оборудованы учебные классы и помещения для занятий с детьми и подростками с РАС, закуплено необходимое оборудование и материалы для занятий, составлено расписание занятий и учебные планы.

2. В период с 01.10.2018 по 28.02.2019 проведены занятия по следующим программам:

- «ЧАЕПИТИЕ. МАГАЗИН. УБОРКА»

- «ОБЕД»

- «СПОРТ/МУЗЫКА»

- «МУЗЫКА/ГИТАРА»

- «МУЗЫКА/СИНТЕЗАТОР»

- «ФОЛЬКЛОРНАЯ ИГРОВАЯ ГРУППА»

- «ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ»

За 5 месяцев первого этапа Проекта дети и подростки с РАС получили огромный багаж знаний, навыков и опыта, таких как:

1. Навыки коммуникации в различных ситуациях (опыт общения в группах, помощь себе и близким, умение адаптироваться в незнакомых ситуациях)

2. Формирование социально-приемлемого поведения при нахождении в общественных местах (снижение частоты проявления агрессивного асоциального поведения, следование расписаниям, ожиданиям и очередностям поставленных задач)

3. Наработка бытовых и социальных навыков (умение готовить, убираться, сделать покупки в магазине).

4. Развитие прикладных творческих способностей, возможности выражать свои мысли и эмоции посредством различных материалов, как один из способов общения с окружающим миром (лепка, гончарное дело, рисование, аппликация, изготовление поделок и др).

5. Привитие здорового образа жизни, навыков поддержки здоровья тела, направление ребят на самостоятельное желание систематически поддерживать физическую форму.

6. Формирование и развитие чувства ритма, такта, музыкального слуха, желания выражать свои мысли и чувства посредством вокала, использования музыкальных инструментов.

76

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

Описание мероприятий

Занятия по теме «Чаепитие. Магазин. Уборка»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС (расстройство аутистического спектра) получили следующий опыт и знания: </p><p>- нахождение в группах и командах, </p><p>- приветствие и прощание друг с другом, </p><p>- навыки самообслуживания: помощь себе и остальным членам группы (сервировка стола посудой и едой, нарезать и раздать хлеб, овощи), </p><p>- уборки и элементарных вариантов приготовления еды, правила поведения за общим столом, </p><p>- формирование социально-приемлемого поведения в общественном месте, </p><p>- совершение покупок в магазине-супермаркете»</p>

Занятия по теме «Обед»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- нахождение в группах и командах, </p><p>- приветствие и прощание друг с другом, </p><p>- навыки самообслуживания: помощь себе и остальным членам группы (сервировка стола посудой и едой, нарезать и раздать хлеб, овощи), </p><p>- уборки и элементарных вариантов приготовления еды, </p><p>- правила поведения за общим столом</p>

Занятия по теме «Спорт. Музыка»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- формирование социально- приемлемого поведения при нахождении в группе (ждать очереди, соревноваться друг с другом), </p><p>- наработка навыков коммуникации в бытовых ситуациях, </p><p>- снижение частоты проявления агрессивного поведения, </p><p>- навыки владения крупной моторикой и телом, </p><p>- музыкальная терапия.</p>

Занятия по теме «Музыка/Гитара»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- правила поведения в группах и командах в процессе игры и пения, </p><p>- соблюдение очередности и последовательности выполняемый действий и заданий, </p><p>- участие в исполнении песен, </p><p>- совместное пение (пение в группе), </p><p>- наработка и закрепление навыков самостоятельного выбора (выбора песен), </p><p>- навыки заучивания текстов, </p><p>- развитие чувства ритма, </p><p>- знакомство с музыкальными инструментами, </p><p>- самостоятельное использование инструментов перкуссии (маракасы, трещетки и др), </p><p>- вовлечение ребят в процесс исполнения и музыкального сопровождения занятий.</p><p></p>

Занятия по теме «Музыка/Синтезатор»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- правила поведения в группах и командах в процессе игры и пения, </p><p>- соблюдение очередности и последовательности выполняемых действий и заданий, </p><p>- участие в исполнении песен, </p><p>- совместное пение (пение в группе), </p><p>- наработка и закрепление навыков самостоятельного выбора (выбора песен), </p><p>- навыки заучивания текстов, </p><p>- развитие чувства ритма, </p><p>- знакомство с музыкальными инструментами, </p><p>- самостоятельное использование инструментов перкуссии (маракасы, трещетки и др), </p><p>- вовлечение ребят в процесс исполнения и музыкального сопровождения занятий;</p>

Занятия по теме «Фольклорная игровая группа»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- правила поведения в группах и командах в процессе игры и пения,</p><p>- соблюдение очередности и последовательности выполняемый действий и заданий, ожидания в паузах, следование расписанию,</p><p>- участие в исполнении песен, совместное пение (пение в группе), наработка и закрепление навыков самостоятельного выбора (выбора песен),</p><p>- навыки заучивания текстов, </p><p>- развитие чувства ритма, </p><p>- наработка навыков коммуникации</p>

Занятия по теме «Творческие мастерские»
Запланированные сроки 01.10.2018 – 11.11.2019
Фактические сроки 01.10.2018 – 28.02.2019

Итог мероприятия

<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- навыки работы в группах,</p><p>- работать с различными материалами (краски, пластилин, глина, шерсть и др.), </p><p>- совместное изготовление декоративных поделок, </p><p>- моделирование разных жизненных социальных ситуаций посредством материалов (например, нарисовать карту прохода к магазину, слепить модель кухни с мебелью и др). </p>

Новогодний концерт "Серебряное Копытце"
Запланированные сроки 28.12.2018 – 30.12.2018
Фактические сроки 28.12.2018 – 30.12.2018

Итог мероприятия

<p>Проведены два Новогодних концерта в рамках новогодних ёлок с участием детей и подростков с РАС, посещающих занятия Проекта "Социальная адаптация подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития». </p><p>28.12.2018</p><p>Программа данного праздника включала в себя обычные мероприятия, в которых ребята участвовали по пятницам с начала учебного года, с добавлением новогодней тематики: </p><p>1. Украшение столовой, чаепитие - ребята и сопровождающие педагоги украшали стены столовой мишурой, расставляли по столам небольшие новогодние ёлочки, вешали на них ёлочные игрушки.</p><p>2. “Готовка” - ребята участвовали в приготовлении салата “Оливье”</p><p>3. Музыка - на музыке исполнялись песни на зимнюю и новогоднюю тематику ("Три белых коня", "Кабы не было зимы", "В лесу родилась ёлочка" и др.)</p><p>4. Праздничное застолье</p><p>5. Теневая сказка “Серебряное копытце” (ребята принимали участие в установке ширмы и затем смотрели теневую сказку)</p><p>6. Встреча с Дедом Морозом - ребята получили подарки, некоторые с помощью сопровождающих или родителей исполнили песни</p><p>30.12.2018.По традиции Центра в основе программы была интерактивная сказка - в этом году использовалась адаптация сказки П. П. Бажова “Серебряное копытце”. </p><p>1. Встреча гостей. </p><p>2. Знакомство с персонажами.</p><p>3. Действо “Стирка” (ребята помогают главным героям повесить бельё на верёвки с помощью прищепок)</p><p>4. Хоровод “Кто у нас хороший”</p><p>5. Теневая сказка “Серебряное копытце”</p><p>6. “Волшебный зимний лес - сенсорный коридор” - проход по празднично украшенному коридору (мобиле-снежки, белые немигающие гирлянды, мишура), ограниченному от остального пространства зала (белые и голубые ткани, мишура, длинный дождик)</p><p>7. Новогоднее чудо (появление сказочного персонажа, мягкая иллюминация, мягкое звуковое сопровождение - бубенчики, глюкофон)</p><p>8. Украшение новогодней ёлки</p><p>9. Песня “В лесу родилась ёлочка”</p><p>10. Хороводные игры “Подружка”, “Трифон” и др.</p><p>11. Праздничное застолье</p><p>- призыв Снегурочки и Деда Мороза, вручение подар</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии