Этап 3
Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019О проекте
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
Проект представляет собой серию последовательных групповых занятий, продолжительность проекта - от 3 до 6 часов в день. Группы формируются из подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития разной степени тяжести. Возраст участников - от 14 лет.
Групповые занятия являются социальной средой для подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития. Групповые занятия могут иметь социально-бытовую направленность (чаепитие, обед, уборка), могут иметь развивающее значение (творческие мастерские, логопедические тренинги, фольклорные игровые группы).
Групповые занятия проводят квалифицированные специалисты.
Сопровождение подростков может осуществляться в формате "1 к 1" (один сопровождающий на одного подростка), "1 к 2" (один сопровождающий на двоих подростков). Задача сопровождающего - регулировать поведение подростка и снижать степень поддержки (снижать количество подсказок), повышать уровень самостоятельности в выполнении бытовых действий и при взаимодействии с другими участниками группы.
В результате посещения проекта подростки и взрослые люди с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития приобретают опыт социально-приемлемого взаимодействия в группе. Подростки не имеющие опыта нахождения в группе могут научиться соблюдать очерёдность, ожидать в паузах, следовать общему расписанию, овладеть навыками коммуникации в бытовых ситуациях, снижается частота проявления агрессивного поведения. Уделяется внимание наработке таких социально-бытовых навыков как приветствие, прощание, нахождение за общим обеденным столом, умение готовить, убираться, сходить в магазин. При работе с подростками и взрослыми людьми с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития, имеющими значительный опыт нахождения в группе ведётся работа над развитием произвольной деятельности в типовых бытовых ситуациях, самостоятельным следованием правилам и расписанию группы, оказанием помощи другим участникам группы.
АНО "НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР" имеет большой опыт по реализации подобного рода проектов. Специалисты Центра успешно работают с детьми, подростками и взрослыми людьми с РАС и другими нарушениями в развитии. Проект проходил на базе АНО " НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР", 3 раза в неделю по несколько часов. Занятия проходили по расписанию, составленному специалистами. Для большей эффективности проведения занятий ребят разделяли на малые группы. В течении этого периода ребята, посещающие проект, получили огромный уникальный социальный опыт :
-научились находится в группах и командах,
- успешно взаимодействовать при помощи тьюторов,
- приобрели навыки ожидания, понимания очередность,
- сформировали опыт социально-приемлемого поведения в социуме,
- умение адаптироваться в незнакомых ситуациях,
- обучились бытовым и рутинным навыкам, что значительно облегчило жизнь семей,
- научились элементарной коммуникации (карточки, жесты),
- получили опыт здорового образа жизни, правильную установку на включение физической активности в повседневную жизнь.
- развили свои творческие способности и таланты,
- и многое другое.
Что способствовало социальной адаптации, позволило достичь максимальной автономности и самостоятельности. Так же семьи получили большую поддержку и помощь, в понимании, как нужно организовывать среду и формировать правильную поддержку и сопровождение в домашних условиях. Что в дальнейшем может значительно помочь при устройстве участников в тренировочные квартиры, что соответствует Концепции непрерывного сопровождения (И.Л. Шпицберг), которая максимальна эффективна для реализации в масштабах государства. Наш Центр будет изыскивать возможность продолжать это направление социально значимой деятельности. Расширять уже имеющийся проект, что бы иметь возможность охватить максимальное количество семей, транслировать свой успешный опыт другим специалистам из разных уголков нашей страны, обучая и подготавливая их, для возможности организации подобного рода деятельности.
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- нахождение в группах и командах, </p><p>- приветствие и прощание друг с другом, </p><p>- навыки самообслуживания: помощь себе и остальным членам группы (сервировка стола посудой и едой, нарезать и раздать хлеб, овощи), </p><p>- уборки и элементарных вариантов приготовления еды, </p><p>- правила поведения за общим столом</p>
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- правила поведения в группах и командах в процессе игры и пения, </p><p>- соблюдение очередности и последовательности выполняемый действий и заданий, </p><p>- участие в исполнении песен, </p><p>- совместное пение (пение в группе), </p><p>- наработка и закрепление навыков самостоятельного выбора (выбора песен), </p><p>- навыки заучивания текстов, </p><p>- развитие чувства ритма, </p><p>- знакомство с музыкальными инструментами, </p><p>- самостоятельное использование инструментов перкуссии (маракасы, трещетки и др), </p><p>- вовлечение ребят в процесс исполнения и музыкального сопровождения занятий</p>
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- правила поведения в группах и командах в процессе игры и пения, </p><p>- соблюдение очередности и последовательности выполняемых действий и заданий, </p><p>- участие в исполнении песен, </p><p>- совместное пение (пение в группе), </p><p>- наработка и закрепление навыков самостоятельного выбора (выбора песен), </p><p>- навыки заучивания текстов, </p><p>- развитие чувства ритма, </p><p>- знакомство с музыкальными инструментами, </p><p>- самостоятельное использование инструментов перкуссии (маракасы, трещетки и др), </p><p>- вовлечение ребят в процесс исполнения и музыкального сопровождения занятий</p>
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- Опыт соблюдения своей очереди и навык ожидания,</p><p> -навык имитации, </p><p>- развитие произвольного поведения,</p><p>- навык коммуникации и общения,</p><p>- навык понимания социального контекста, путем проигрывания роли,</p><p>- развитие эмоциональной сферы,</p><p>-развитие творческих способностей,</p><p>Педагогам, работающим на этом проекте, удается создавать максимально инклюзивную среду(педагоги тоже участвуют в процессе, где каждый чувствует себя равным партнером.</p><p>Это позволяет всем проявить свои таланты, раскрепостить творческие возможности воображения и получить новый опыт взаимодействия и общения с партнерами по сцене. На репетиции ребята участвуют в разнообразных театральных упражнениях на пластику, мимику, артикуляцию, голос, эмоции, а так же пробуют свои силы в актерских этюдах, развивая воображение и самоконтроль.</p><p>Это огромная работа над восприятием и включением в свой мир другого, над правильным распознанием эмоций друг друга. Взаимодействие происходит и в кругу, и на сцене, как в группе, так и в паре или тройке, причем ребята выбирают партнеров самостоятельно, отрабатывая важнейшие элементы коммуникации.</p><p>В процессе репетиций ребята учатся воспринимать друг друга в качестве партнеров, участвуя в этюдах и разыгрывая сценки, слушать друг друга и поддерживать, что положительно влияет на развитие их социальных компетенций. Приобретенные навыки пригодятся ребятам в повседневной жизни, а память об успехе на сцене, пусть и маленькой, надолго останется в их памяти.</p>
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС получили следующий опыт и знания: </p><p>- навыки работы в группах, </p><p>- умение концентрировать внимание</p><p>- выполнять этапы работы по инструкции,</p><p>-получение опыта успешности и компетентности,</p><p>- практический опыт работы с различными материалами (краски, пластилин, глина, дерево, шерсть и др.), </p><p>- совместное изготовление декоративных поделок, - моделирование разных жизненных социальных ситуаций, событий, явлений, посредством материалов (например, нарисовать карту прохода к магазину, слепить модель кухни с мебелью и др). Работы многих ребят отмечают как "профессиональные".</p>
Итог мероприятия
<p>Дети и подростки с РАС (расстройство аутистического спектра) получили следующий опыт и знания: </p><p>- нахождение в группах и командах, </p><p>- приветствие и прощание друг с другом,</p><p>- навыки самообслуживания: помощь себе и остальным членам группы (сервировка стола посудой и едой, нарезать и раздать хлеб, овощи), </p><p>- уборки и элементарных вариантов приготовления еды, </p><p>- правила поведения за общим столом, </p><p>- навыки ухаживать за собой, делать простой макияж (девочки)</p><p>- спортивные и настольные игры (мальчики)</p><p></p><p>Девушки учатся ухаживать за собой, понимать чем девушка отличается от молодого человека, идентифицироваться как девушка. Также, девушки учатся убираться, готовить, делать простой макияж и др.</p><p>Улучшение общего тонуса мышц, инициирование со стороны ребят спортивных игр, взаимодействие в группе, ожидание своей очереди, гашение агрессивного поведения.</p>